Цель эксперимента:
выявить уровень усвоения материала учащихся 2 «А» и 1 «А» классов по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100», подтвердить гипотезу об эффективности серии дидактических игр для создания сознательного и прочного усвоения знаний учащимися начальных классов на уроках математике.
Ход выполнения:
после проведение уроков, отведенных на изучение темы «Сложение и вычитание чисел в пределах 100», на которых программный материал преподносился с использованием дидактических игр, учащимися 2 «А» и 2 «Б» классов была предложена контрольная работа.
Задание для контрольной работы:
ВАРИАНТ 1.
1. Решите примеры:
100 – 80 = 58 + 2 =
30 + 70 = 100 – 50 =
91 - 0 = 60 + 0 =
55 + 55 = 82 - 20 =
2. Сравните и поставьте знаки:
61 – 1 … 30 + 11
70 + 30 … 50 + 40
98 - 5 … 80 - 30
3. Решите задачу:
Брату 17 лет, а сестра на 5 лет старше. Сколько лет сестре?
4. Запишите примеры и решите их:
а) найдите сумму чисел 70 и 2;
б) найдите разность чисел 80 и 55;
в) увеличьте 20 на 8;
г) уменьшите 100 на 40.
5. Заполните пропуски:
o - 20 = 80
60 + o = 90
o + o = 40
ВАРИАНТ 2
1. Решите примеры:
60 + 30 = 50 + 40 =
100 – 90 = 91 – 20 =
55 – 55 = 40 - 0 =
80 + 0 = 91 + 11 =
2. Сравните и поставьте знаки:
80 + 11 …60 – 20
81 + 2 … 60 + 20
100 – 11 …11 + 90
3. Решите задачу:
В ящике 29 банок, а в другом ящике на 13 банок больше. Сколько банок во втором ящике?
4. Запишите примеры и реши их:
а) первое слагаемое 20, второе 30, найдите сумму;
б) найдите разность чисел 60 и 20;
в) увеличьте 40 на 2;
г) уменьшите 90 на 50.
5. Заполните пропуски:
o - 20 = 60
80 = o + 11
o + o = 65
Сравнивая результаты, полученные во 2 «А» на подготовительном и контрольном этапах эксперимента, можно сделать вывод, что уровень усвоения учебного материала возрос с 69% до 72%.
Сравнивая результаты, полученные во 2 «Б» на подготовительном и контрольном этапах эксперимента, можно сделать вывод, что уровень усвоения учебного материала значительно возрос с 59% до 66%. Прочные знания, умения и навыки по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» учащиеся приобрели в процессе активной познавательной деятельности на уроке. Дидактические игры, используемые на уроках математики, не только отвлекали детей, заставляли их задумываться, но и развивали в них самостоятельность, активность. Так как игра на уроках способствует быстрому выполнению заданий, развивает и повышает интерес к предмету, то введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка и в течение всего урока поддерживать его внимание.
Подводя итог эксперимента, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась – учебная деятельность младших школьников будет наиболее успешной, если на уроках математики использовать дидактические игры.
Характеристика пространственного мышления как психологического контента
Одной из разновидностей образного мышления является пространственное мышление, которое, обладая всеми характерными особенностями образного мышления, имеет свои специфические черты[12]. Пространственное мышление в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими обр ...
Основные проблемы в семьях, воспитывающих детей-инвалидов
Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка- инвалида увеличиваются. Жилье обычно не приспособл ...
Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка.
Средства реализации принципа наглядности
Роль наглядности в преподавании языка общепризнанна. Однако один из главных принципов обучения за последние годы претерпел серьезные изменения. Что же нового современная дидактика вносит в понимание наглядности? Какова методическая целесообразность этого нового подхода? В современной дидактике утве ...