Для исследования были использованы педагогическое наблюдение и анкетирование. Так, нами, была модифицирована анкета ТГУ (для студентов).
Целью анкетирования стало: выявление отношения к качеству образовательной деятельности (на МИПФ), т.е. отношение студентов к качеству образования (удовлетворенность процессом обучения, понимание полезности, восстребованности процесса образования).
В структуру анкеты были включены следующие показатели качества:
1. Удовлетворённость выбором факультета и специальности (адекватность выбора будущей профессии, высокая мотивация к обучению);
2. Удовлетворённость полученными знаниями и навыками по различным предметам (уровень полученных знаний);
3. Качество организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения.
4. Организация образовательной среды в вузе, которая была представлены данными о: библиотеке, престиже университета, состояниии общежитий, научной базе, культурной жизни, компьютеризации, конференциях, семинарах, спортивных сооружениях, оснащенности материально-техническим оборудованием и возможности трудоустройства выпускников.
В ходе обработки анкеты
(табл. 1, табл. 2 – выполнение качественно-количественного анализа) были получены следующие результаты:
1. Удовлетворённость выбором факультета
(рис. 3)
62% студентов полностью удовлетворенны выбором факультета;
26% студентов скорее удовлетворенны выбором факультета;
8% студентов скорее неудовлетворенны выбором факультета;
0% студентов полностью неудовлетворенны выбором факультета;
4% студентов затрудняются ответить.
2. Удовлетворённость выбором специальности
(рис. 4)
42% студентов полностью удовлетворенны выбором специальности;
37% студентов скорее удовлетворенны выбором специальности;
14% студентов скорее неудовлетворенны выбором специальности;
0% студентов полностью неудовлетворенны выбором специальности;
7% студентов затрудняются ответить.
3. Качество организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения
(рис. 5)
0% студентов считают организацию самостоятельной работы в процессе обучения некачественной;
11% студентов считают, что организация самостоятельной работы в процессе обучения находится на уровне ниже среднего;
26% студентов считают, что уровень организации самостоятельной работы в процессе обучения – средний;
44% студентов считают, что организация самостоятельной работы в процессе обучения находится на уровне выше среднего;
19% студентов считают организацию самостоятельной работы в процессе обучения качественной.
4. Удовлетворённость полученными знаниями и навыками по различным предметам (рис. 6)
Наибольшая степень удовлетворённости полученными знаниями и навыками у студентов наблюдается по дисциплинам специализации.
Выше средней степень удовлетворённости полученными знаниями и навыками у студентов наблюдается по иностранным языкам, физкультуре и естественнонаучным дисциплинам.
Средняя степень удовлетворённости полученными знаниями и навыками у студентов наблюдается по компьютерным технологиям и социогуманитарным дисциплинам.
5. Организация образовательной среды (рис. 7)
Сильными сторонами университета студенты считают: библиотеку(67%), престиж университета(63%), научную базу(60%), культурную жизнь(74%), компьютеризацию(74%), конференции(78%);
Слабыми сторонами университета студенты считают: состояние общежитий(37%) и трудоустройство выпускников(30%);
Оснащенность материально – техническим оборудованием половина студентов считают сильной стороной университета, а половина – слабой.
Таким образом, мы выявили, что отношение студентов к качеству образования может быть представлено (рис. 8):
78% студентов считают образование качественным;
4% студентов считают образование некачественным;
18% затрудняются ответить.
Из всего изложенного следует, что для реализации будущей профессиональной мобильности выпускника вуза необходима такая организация учебного процесса уже на младшей ступени обучения, при которой студенты в большинстве случаев будут вовлечены в интегративную деятельность во всей полноте своего содержания.
Для этого в цикле фундаментальных дисциплин на младшей ступени вузовского обучения следует предусмотреть усиление ценностно-ориентировочных, преобразовательных, коммуникативных, эстетических компонентов учебно-воспитательного процесса за счет включения в него подготовки устных и письменных докладов и сообщений студентов; введения лабораторно-исследовательских практикумов вместо наборов примитивных лабораторных работ по готовым образцам; привлечения студентов в предметные кружки (факультативы, научные семинары и т. д.); использования игрового моделирования и других игровых форм учебных занятий; выполнения междисциплинарных научно-исследовательских работ, а также усилением эмоциональных компонентов всех форм учебных занятий.
Характеристика пространственного мышления как психологического контента
Одной из разновидностей образного мышления является пространственное мышление, которое, обладая всеми характерными особенностями образного мышления, имеет свои специфические черты[12]. Пространственное мышление в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими обр ...
Примерный дидактический материал по автоматизации и
дифференциации свистящих звуков
Автоматизация звука. Воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых звук с находится в определенной позиции: в начале слова: сани, совы, солома, сад, сын, сом, суп, сук, сапоги, салют, самокат, сабля, судно, стакан, скала, солонка, стул, скамейка, стол; в середине: оса, бусы, ус ...
Способы реализации и планирование межпредметных связей в обучении
математики и биологии
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя математики. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями химии, физики, посещения о ...