• III группа задач - умения педагога, устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы;
• IV группа задач - умения создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство образовательного учреждения);
• V группа задач - умения педагога, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование [20].
Н.В. Кузьмина выделяет пять групп профессиональных умений: гностические, проектировочные, конструктивные, организационные и коммуникативные.
Гностические умения выражаются в умении добывать, пополнять и расширять свои знания, изучать личность ребенка, а также свою собственную. Высокая степень сформированности гностических умений выражается в:
-умении и потребности систематически пополнять и расширять знания о технологиях открытого образования путем самообразования, пристального изучения опыта коллег, анализа реального педагогического процесса;
-умении изучать личность каждого отдельного учащегося;
-умении изучать достоинства и недостатки собственной личности и индивидуального стиля профессиональной деятельности;
-умении исследовать содержание учебного материала, учебные пособия, средства обучения в плане выбора соответствующей педагогической технологии.
Проектировочные умения выражаются в способности планировать занятия и системы занятий в соответствии с такими факторами, как: цели
обучения, учет психологических закономерностей, определение оптимальных видов, методов, приемов профессиональной деятельности, а также в умении планировать самостоятельную работу обучаемых.
Степень сформированности рассматриваемой группы умений определяются по:
-умению планировать занятие и систему занятий в соответствии с целями обучения, характером материала, ступенями обучения, а также с учетом закономерностей овладения предметом, предвидением возможных затруднений учащихся;
-умению определять наиболее рациональные формы, методы, приемы организации учебной деятельности учащихся;
-умению проектировать и создавать электронные учебные пособия и использовать имеющиеся в соответствии с задачами занятия;
-умению планировать творческие работы и задания для самостоятельной работы.
Конструктивные умения выражаются в выборе оптимальных приемов и способов обучения, отборе и дозировке учебного материала, умении выбрать формы работы, определении характера руководства учебным процессом.
Степень сформированности рассматриваемой группы умений определяются по:
-умению выбирать оптимальные формы, методы, приемы обучения с учетом общих и частных целей обучения;
-умению отбирать и дозировать необходимый материал с учетом его особенностей и уровня обученности учащихся;
-умению определить характер руководства учебным процессом на каждом этапе занятия и возможные затруднения учащихся в тех или иных видах деятельности
Организационные умения выражаются в способности организовать свою деятельность и деятельность обучаемых в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса.
Уровень сформированности организационных умений определяется по умению организовывать свою деятельность и деятельность учащихся: в целях реализации намеченной программы занятия с соблюдением принципов
научной организации педагогического труда.
Коммуникативные умения выражаются в умении использовать различные механизмы формирования межличностных отношений между участниками педагогического процесса.
Рассмотрим теперь те знания и умения, которыми должен обладать выпускник инженерно – педагогического факультета.
Комнатные растения как
основной вид наглядности при изучении растений
Отдел покрытосеменных, или цветковых, растений самый многочисленный в растительном царстве. Он насчитывает около 250 000 видов. Вы уже знаете, что отделы подразделяются на классы, классы на порядки, порядки на семейства. Отдел покрытосеменных растений разделяют на два класса — однодольные и двудоль ...
Этапы становления технологического образования в
России
Предпосылки, оказавшие влияние на формирование технологического образования в России. К середине XIX века в России стали складываться уровни технического образования, хотя первый опыт по созданию профессиональных учебных заведений можно отнести к эпохе Петра I. Как отмечает С.Ф. Егоров, Петр I знач ...
Сравнение
альтернативной и традиционной педагогики
Педагогика традиционная Педагогика альтернативная 1. Акцент на монолог 1. Акцент на диалог 2. Учитель объясняет, рассказывает и задает наводящие вопросы 2. Учитель частично отказывается от объяснения 3. Учитель борется за активность учеников 3. Учитель остерегается, что активность учеников перераст ...