• III группа задач - умения педагога, устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы;
• IV группа задач - умения создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство образовательного учреждения);
• V группа задач - умения педагога, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование [20].
Н.В. Кузьмина выделяет пять групп профессиональных умений: гностические, проектировочные, конструктивные, организационные и коммуникативные.
Гностические умения выражаются в умении добывать, пополнять и расширять свои знания, изучать личность ребенка, а также свою собственную. Высокая степень сформированности гностических умений выражается в:
-умении и потребности систематически пополнять и расширять знания о технологиях открытого образования путем самообразования, пристального изучения опыта коллег, анализа реального педагогического процесса;
-умении изучать личность каждого отдельного учащегося;
-умении изучать достоинства и недостатки собственной личности и индивидуального стиля профессиональной деятельности;
-умении исследовать содержание учебного материала, учебные пособия, средства обучения в плане выбора соответствующей педагогической технологии.
Проектировочные умения выражаются в способности планировать занятия и системы занятий в соответствии с такими факторами, как: цели
обучения, учет психологических закономерностей, определение оптимальных видов, методов, приемов профессиональной деятельности, а также в умении планировать самостоятельную работу обучаемых.
Степень сформированности рассматриваемой группы умений определяются по:
-умению планировать занятие и систему занятий в соответствии с целями обучения, характером материала, ступенями обучения, а также с учетом закономерностей овладения предметом, предвидением возможных затруднений учащихся;
-умению определять наиболее рациональные формы, методы, приемы организации учебной деятельности учащихся;
-умению проектировать и создавать электронные учебные пособия и использовать имеющиеся в соответствии с задачами занятия;
-умению планировать творческие работы и задания для самостоятельной работы.
Конструктивные умения выражаются в выборе оптимальных приемов и способов обучения, отборе и дозировке учебного материала, умении выбрать формы работы, определении характера руководства учебным процессом.
Степень сформированности рассматриваемой группы умений определяются по:
-умению выбирать оптимальные формы, методы, приемы обучения с учетом общих и частных целей обучения;
-умению отбирать и дозировать необходимый материал с учетом его особенностей и уровня обученности учащихся;
-умению определить характер руководства учебным процессом на каждом этапе занятия и возможные затруднения учащихся в тех или иных видах деятельности
Организационные умения выражаются в способности организовать свою деятельность и деятельность обучаемых в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса.
Уровень сформированности организационных умений определяется по умению организовывать свою деятельность и деятельность учащихся: в целях реализации намеченной программы занятия с соблюдением принципов
научной организации педагогического труда.
Коммуникативные умения выражаются в умении использовать различные механизмы формирования межличностных отношений между участниками педагогического процесса.
Рассмотрим теперь те знания и умения, которыми должен обладать выпускник инженерно – педагогического факультета.
Формирование у школьников обобщенных
умений
Деятельностный подход к организации учебного процесса позволяет не только успешно решить проблему эффективного усвоения знаний всеми учащимися, но и формировать у учащихся умение самостоятельно, осознанно, грамотно планировать свою деятельность при решении различных задач. Достигается это формирова ...
Воспитательная роль сочинений и изложений
С о ч и н е н и я в школе занимают особое место: им в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную работу, планируемую учителем. Сочинения и рассказы ...
Профильная подготовка, её значение в правильном выборе профессии
Практико-ориентационные курсы их значение в проф. самоопределении. Профильная подготовка помогает формированию личности. Нам помогают сориентироваться во многих сферах деятельности различные учебные заведения, например, Центр Образования № 1. Профильная подготовка, а именно курс «психология самопоз ...