Отдел покрытосеменных, или цветковых, растений самый многочисленный в растительном царстве. Он насчитывает около 250 000 видов. Вы уже знаете, что отделы подразделяются на классы, классы на порядки, порядки на семейства. Отдел покрытосеменных растений разделяют на два класса — однодольные и двудольные.
Признаки растений класса двудольных и однодольных. Растения, принадлежащие к тому или иному классу, отличаются по числу семядолей зародыша, по жилкованию листьев, по характеру корневой системы молодых, выросших из семян растений, по строению стеблей и цветков.
Если растение, например фасоль, имеет зародыш с двумя семядолями, сетчатое жилкование листьев, стержневую корневую систему, его относят к классу двудольных. В этот класс входят почти все лиственные деревья и кустарники, большинство овощных и некоторые полевые культуры, многие декоративные травянистые растения и дикорастущие травы.
Если зародыш растения имеет одну семядолю, листья с параллельным или дуговым жилкованием и мочковатую корневую систему, его относят к классу однодольных. К однодольным растениям относят все культивируемые и дикие злаки, осоки, орхидеи, пальмы, лилейные и др.
В стеблях двудольных растений проводящие пучки расположены в центре или имеют вид кольца. Проводящие пучки, как правило, имеют камбий. Кора и сердцевина обычно хорошо дифференцированы.
У однодольных проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия. Нет ясно дифференцированной коры и сердцевины.
Есть различия и в строении цветка. У однодольных он, как правило, трехчленный, т. е. число частей цветка в каждом круге кратно трем (3 чашелистика, 3 лепестка, 6 тычинок), а у двудольных чаще всего цветок четырех или пятичленный.
Но определить, к какому классу следует отнести растение, используя только один признак, не всегда возможно.
Вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш с одной семядолей, поэтому его считают однодольным растением. У подорожника дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, но его относят к двудольным растениям, так как зародыш имеет две семядоли.
Таким образом, для определения принадлежности цветкового растения к одному из классов необходимо знать все признаки данного растения.
Семейства покрытосеменных растений. Семейства также выделяют на основании совокупности признаков. Важнейшими из них являются особенности строения цветка и плода. Строение этих органов у покрытосеменных столь разнообразно, что ученые смогли выделить более 390 семейств цветковых растений. Среди них есть семейства, включающие в себя всего несколько видов или даже состоящие из одного-единственного вида. Но есть семейства, насчитывающие тысячи видов, например семейство сложноцветных из класса двудольных включает около 25 тыс. видов, семейство орхидных из класса однодольных — более 25 тыс. видов.
Представители семейств широко распространены на территории нашей страны, многие из них имеют большое хозяйственное значение. Кроме того, сюда относятся и комнатные растения.
Комнатные растения в учебном процессе находят самое разностороннее применение. Среди них есть представители разных экологических групп и различных семейств, поэтому они могут служить хорошим демонстрационным материалом при изучении большинства разделов морфологии и систематики растений. Некоторые хорошо размножающиеся виды можно использовать как раздаточный материал при проведении лабораторных работ.
Особенности различных видов инвалидности
Согласно 0 от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». «Ограничени ...
Значение, задачи и функции контроля знаний
Контроль над качеством достижений учащихся в образовательном процессе является одним из важных средств повышения эффективности обучения биологии. На основе, полученной в результате проверки информации, учитель решает проблему управления учебным процессом, намечает пути дальнейшего продвижения школь ...
Реализация программы формирования межкультурной коммуникации в системе
гражданского воспитания школьников
Анализ образовательной среды позволил выявить основные проблемы: не достаточно внимания уделяется школьному самоуправлению, то есть дети не вовлечены в деятельность школы. А участие детей и подростков в школьном самоуправлении имеет важное значение в деле гражданского воспитания подрастающего покол ...