Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода в обучении

Развитие образования » Новые педагогические технологии в преподавании русского языка » Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода в обучении

Потребности общества определяют цель современной школы – сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию.

По мнению Быстровой Е.А. [5], эта цель может быть достигнута через личностно ориентированное обучение, сущность которого состоит в следующем:

- в центре внимания должна быть личность учащегося с его субъективным опытом, приобретенным до школы;

- познавательная деятельность школьника есть самостоятельный, личностно значимый и поэтому очень действенный источник его развития;

- процесс обучения ориентирован на развитие ученика как целостной личности, а не на развитие отдельных качеств ребенка;

- в основе обучения лежит дифференцированный подход к ученикам с учетом уровня их интеллектуального развития, уровня подготовки по данному предмету, уровня развития их способностей и задатков;

- особое внимание уделяется сознательному развитию у школьников самостоятельного критического мышления;

- учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, его роль заключается прежде всего в том, чтобы квалифицированно определить трудности учеников, мешающие ему полноценно усвоить знания и помочь преодолеть эти трудности.

Современные личностноориентированные образовательные технологии учитывают возрастные, индивидуально-психологические особенности учащихся, ориентируются на ученика как на субъект образовательного процесса, который совместно с учителем может определять учебную цель, планировать, подготавливать и осуществлять образовательный процесс, анализировать достигнутые результаты.

В соответствии с таким подходом роль учителя в образовательном процессе можно охарактеризовать так: учитель создает условия для формирования личности ученика в учебной деятельности, вовлекает каждого учащегося в активную познавательную деятельность, организует учебные ситуации, в которых ученик может пробовать свои силы для решения возникающих учебных проблем, помогает их решать совместными усилиями, планирует совместную работу в сотрудничестве при решении разнообразных учебных задач, знакомит с путями получения необходимой информации с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.

Очевидно, что разработка личностноориентированных технологий — это поиски путей получения гарантированного качественного образовательного результата.

В современной дидактике созданы теоретические предпосылки в развитии этой идеи, определены структурные компоненты образовательной технологии.

Как правило, в структуре технологии обучения выделяются такие компоненты:

Диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта.

Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Основная задача учителя на этом этапе — привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.

Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, на котором происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии со средствами обучения.

4. Контроль качества усвоения материала. [5]

Эти компоненты выявляются в разнообразных педагогических технологиях, используемых при обучении языкам: модульная технология обучения (Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский), технология развивающего обучения (И. С. Якиманская, Л. В. Занков и др.), игровая технология (Д, Б. Элъконин), проблемно-эвристическая технология (А. В. Хуторской), обучение в малых группах, метод проектов, информационные технологии (Е.С. Полат), информационные технологии на основе алгоритмов (Н. Н. Алгазина) и др.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

Какие же организационные модели обучения русскому языку вошли в школьную практику?

Информационная функция
Согласно А.Бирнбауму количество информации, обеспеченное j-м заданием теста в данной точке θi - это величина, обратно пропорциональная стандартной ошибке измерения данного значения θi с помощью j-го задания. Для описания информации, соответствующей заданию вводится информационная функция ...

Идея личностно-деятельностного подхода
Рассмотрим основные характеристики личностно-деятельностного подхода. Первая характеристика заключается в приоритетности личностно-смысловой сферы школьника, учителя в образовательном процессе. Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного о ...

Из истории становления права как учебной дисциплины
Ценность познания окружающей действительности люди осознали еще в глубокой древности. Например, у египтян и шумеров особо чтили тех, кто умел писать и читать. Эти люди всегда занимали важные посты в государстве и считались носителями мудрости. Первыми учителями в общепринятом понимании этого слова ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru