Средства педагогического воздействия

Страница 1

Основные средства педагогического воздействия

1. Педагогическая беседа;

2. Педагогический прием;

3. Поощрение и наказание;

4. Игра;

5. Деятельность;

6. Искусство;

7. Труд;

8. Живое общение;

1. Педагогическая беседа

– это, по выражению Макаренко, "амое кутарное" средство педагогического воздействия. Действительно, беседа, когда воспитанник заранее знает, что его сейчас будут воспитывать, как правило, оказывается неэффективной. Исключение оставляют те редкие случаи, когда есть возможность обращаться к сознанию "пациента".

2. Педагогических приемов

существует множество. Перечислю наиболее употребительные.

· "Зеркало" - показ человеку самого в другом человеке. Может быть спонтанным или специально организованным. Может быть показом или рассказом.

· "Косвенный вопрос". Это не воспитательный, а диагностичекий прием. Это такой вопрос, ответ на который интересует педагога не своим содержанием, а какой –нибудь косвенной чертой, благодаря которой можно узнать, то что нужно.

Например, вы спрашиваете: "Кого из ваших знакомых вы считаете очень добрым человеком? Расскажите какой – нибудь случай проявления его доброты".

Если "пациент" начинает рассказывать о добром поступке своего знакомого по отношению к нему, - это человек с преобладанием эгоистической жизненной установки; если же о поступке по отношению к другому, - наоборот, альтруистической установки.

· "Поддавки". Принимается в споре с темпераментными людьми, которых вам необходимо убедить в своей правоте. Известно, что если прямо противоречить человеку, то он в результате еще больше укрепляется в воей точке зрения. А прием "поддавки" заключается в том, что вы соглашаетесь абсолютно со всем, что говорит ваш оппонент, более того начинаете развивать его мысль, доводя ее до абсурда, после чего, как правило, у него возникает желание опровергнуть вас, и он не заметно для себя начинает противоречить самому себе.

· "Перемена климата" или прием контраста. Основан на правиле контрастов. Это один из способов расположить человека, с которым вы общаетесь, к себе. Заключается в том, что вы начинаете разговор резко, с нажимом, даже грубовато, а затем максимально стремительно, без перехода "перепрыгиваете" в мягкий, доброжелательный тон. В соответствии с правилом контрастов такой тон в сравнении с началом разговора воспринимается вашим визави как особо доброжелательным.

· "Самобичевание". Это частный случай приема "зеркало", только речь идет не о другом, а о себе.

· "Демьянова уха". Заключается в том, что человеку насильно навязывают то, от чего хотят его отучить.

3. Поощрение и наказание.

Положительное подкрепление (поощрение)- нечто приятное для воспитанника, совпадающее с какими-либо его действиями и ведущее к увеличению вероятности этого действия. Отрицательное подкрепление (наказание) – это то, чего он будет стараться избегать.

4. Игра.

Игру можно применять для:

· Поднятия эмоционального тонуса

· Смягчения жесткости других средств

· Развития навыков общения и т. д.

5. Деятельноть.

Деятельноть воспитывает не всегда, а только тогда, когда человек осознает цель этой деятельности. Деятельность ради деятельности – деятельность бесцельная не воспитывает, а развращает.

6. Творчество

. Ищите новые оригинальные преобразования известного.

Страницы: 1 2

Учебная программа курса химии для VIII класса
В основе разработанной нами учебной программы курса химии для VIII класса лежат два принципа: - обеспечение обязательного развития учащихся; - соответствие стандарту среднего химического образования. Курс рассчитан на 68 ч (2 часа в неделю). В программе заложен дедуктивный подход к изучению химичес ...

Использование интерактивных туров на уроках иностранного языка
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению аме ...

Диагностика процесса развития воображения младших школьников
В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развитости представлений у младших школьников: 1. «Высокий уровень». Возникновение ярких образных представлений в процессе восприятия трех видов искусств (музыки, живописи, литературы). Т. е. когда у ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru