Вычленение первого и последнего звука из слова

Страница 2

Известно, что произносительной единицей речи является слог, а конечным звеном фонематического анализа - звук. Поэтому сам процесс произношения как бы препятствует фонематическому анализу. И чем более слиты в произношении согласный и гласный, тем сложнее слог для фонематического анализа, для вычленения изолированного согласного и гласного, определения их последовательности в слове. В связи с этим из прямого открытого слога согласный вычленяется труднее, чем из обратного. Р.И Лалаева отмечает, что работа по вычленению первого звука из слова может проводится только после того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слогов и узнавать звук, находящийся в начале слова (№ 21 стр 119).

Так, например, дети сначала определяют, что в слове мыло есть звук м, который находится в начале слова, является первым звуком этого слова. Логопед еще раз предлагает послушать это слово и назвать первый звук. И в заключение дается задание - подобрать слова, в которых звук м слышится в начале слова.

Примерные задания на вычленение первого согласного звука:

Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука.

Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.

Изменить первый звук слова. Логопед называет слово. Дети определяют первый звук слова. Далее им предлагается заменить этот первый звук в слове на другой. Например, в слове гость заменить звук г на звук к, в слове карта заменить звук к на звук п, в слове моль заменить звук м на звук с, в слове соль заменить с на б, в слове зайка заменить з на м.

Лото "Какой первый звук?"Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков м, ш, р, и соответствующие буквы. Логопед называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.

8. "Найди картинку". Детям предлагаются две карточки. На одной из них нарисован предмет, другая пустая. Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут букву между карточками. Затем они выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладут на

пустую карточку.

Определение конечного согласного в слове.

Р. И. Лалаева отмечает, что определение конечного согласного должно проводится вначале на обратных слогах, таких, например, как ум, ам, ух, ах, ус. Это умение воспитывается последовательно и опирается на ранее сформированное действие по определению наличия звука, находящегося в конце слога или слова. Предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ам - сам, ом - сом, ук - сук, уп - суп и т.д. Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове.

В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (типа дом) на слух, при самостоятельном произношении, по слухопроизносительным представлениям. Действие считается закрепленным, если ученик, не называя слова, научается определять конечную согласную ( № 21 стр 125). Например, логопед предлагает ребенку отобрать картинки, в названии которых последним является указанный звук.

Страницы: 1 2 

Народный фольклор как средство развития речи детей
Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Г. Арушанов, А. Н. Корнев , А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.) Считается, что п ...

Познавательная активность
Одной из актуальных задач педагогики является активизация познавательной деятельности обучающихся. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у обучающихся учебной активности. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – зал ...

Творческие задания как способ мотивации к изучению английского языка
Я проходила педагогическую практику в ГУ «Физико-математическом лицее» во 2 «а» классе. На начальном этапе внедрения творческих заданий мы провели анкетирование. Этот результат зафиксировали в таблице. В течении практики мы использовали творческие задания, в конце практики мы провели точно такое же ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru