Семья для ребенка есть самое главное педагогическое учреждение, обеспечивающее интимно-личностные отношения, источник общественного опыта. Первая социализация личности происходит в семье. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни.
Но родителей в силу социально-экономического положения современного общества окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. Поэтому, наряду с семьями, где еще сохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей, возрастает количество таких, где наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жёстче. Ситуация усугубляется при сочетании факторов среды с генетически унаследованными образованьями. Все это отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к тяжелым последствиям в будущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности или замыкаются в себе.
Каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию и какова роль социального педагога ДОУ в этом?
Способствовать созданию социально-благополучной среды для каждого воспитанника дошкольного учреждения, формирование родителей как первых педагогов своего ребенка и оказание семье помощи в вопросах своевременного и полноценного воспитания и развития ребенка – одна из главных задач социального педагога.
Для изучения семейных взаимоотношений и их влияния на развитие ребенка необходимо иметь представление о структуре семьи, о социальном статусе отца и матери, психологическом и воспитательном климате семьи, о стиле и фоне семейных отношений, о наличии или отсутствии педагогической системы.
Социальный педагог ведет исследовательскую работу, он выявляет социально-демографическую обстановку в детском саду, наличие семей «группы риска», семей, находящихся в социально-опасном положении. Он контролирует получение многодетными семьями социальных привилегий, ведет разъяснительную работу среди родителей о льготах и гарантиях, предоставляемых им государством, разрабатывает комплекс мер по социальной помощи и поддержке семьи.
Организация работы по оказанию помощи семье ведется с учетом специфики каждой семьи. Разрабатываются планы индивидуальной работы с детьми, имеющими коммуникативные проблемы; с семьями, имеющими детей с задержкой психического развития; с опекунами. Так же ведется работа с семьями, находящимися в асоциально-опасном положении.
Самое сложное в этой работе – установление первого контакта, так как «группы риска» недоверчивы или часто вообще отказываются общаться. Важно сообщить цель и задачи своей работы, расположить к себе родителей. Таким семьям оказывается консультативная, координационная помощь.
Работа социального педагога в условиях коррекционного ДОУ предполагает выработку единых педагогических требований с сотрудниками и родителями в работе с каждым ребенком, соблюдение прав ребенка в детском саду и дома. Только при совместной работе педагогов и родителей методы коррекции развития детей могут дать положительный результат. Профессиональная деятельность социального педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками.
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, социальный опыт, существенно развиваются мышление и речь, осуществляется развитие личности ребенка.
В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. От того, каковы условия развития малыша в окружающем социуме, будь то семья или детский сад зависит его дальнейшая гражданская позиция.
Формирование самоконтроля
учащихся лесомеханического техникума на уроках производственного обучения
Целью второго этапа экспериментального исследования являлось формирование самоконтроля учащихся на уроках при изучении предмета «Слесарное дело» в учебных мастерских. Соответственно мы ставили следующие задачи: 1. На основе анализа педагогической и методической литературы разработать конспекты урок ...
Консультация для педагогов «История подвижных игр»
Еще в древние времена игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Было замечено, что лучшее лекарство от всех недугов - это игра. Один из наиболее известных врачей древности - римский врач Клавдий Гален рекомендовал своим пациентам вместо лекарств игру в мяч. Не опровергает этот ...
Общие принципы управления педагогическими системами
Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных фу ...