Воспитание творческой личности в педагогической практике

Развитие образования » Педагогический аспект воспитания творческой личности » Воспитание творческой личности в педагогической практике

Страница 4

Другой показатель, характеризующий способность сделать выбор сложности задачи, адекватный своим возможностям, условно назовём коэффициентом "выбор — решение". Он определялся по следующей шкале. Количество очков задачи, поставленной на первое место (при условии её решения), умножалось на 2, а на последнее, седьмое, — 1. Соответственно, множители промежуточных позиций имели значения: 1,83; 1,67; 1,49; 1,33; 1,57. Коэффициент "выбор - решение" определялся как сумма произведений указанных множителей и количества очков, соответствующих каждой задаче.

Среднее количество очков, набранных при решении задач, в достаточной мере в пользу учащихся экспериментальных классов хотя и составляет в абсолютном выражении 1,2 очка. Но в пересчёте на привычную систему оценивания по пятибалльной шкале (напомним, что пятёркой оценивались 11 набранных очков) оставляет преимущество в 0,55 балла, или на 11 % за учащимися экспериментальных классов. Это вполне значимый результат, так как относительная погрешность в данных расчетах не превышает 2 %.

Из этого следует: учащиеся экспериментальных классов стремились к выбору более сложных задач и успешно их решали, что свидетельствует о сознательности выбора и высокой мотивации достижения успеха.

Таким образом, для воспитания творческой личности необходимо предоставлять учащимся право выбора цели, средств и способов деятельности, использования методов, способствующих развитию мышления, воображения, эмоций. Тогда и создаются предпосылки и условия для решения задач воспитания творческой личности. Ведь для того, чтобы познать окружающую действительность, себя, сформировать нравственные идеалы, иметь возможность изменять свой внутренний мир, человек должен овладеть способностью мыслить, воображать, чувствовать. Причём не только осознавать свои мысли, образы и эмоции, но и управлять ими, выбирать и преобразовывать их.

Воспитание творческой личности − насущная задача сегодняшнего дня. Решая ее, теоретическая и практическая педагогика должна отталкиваться не от каких-то образцов и стандартов, а от индивидуальности учащегося. Это значит, что заказчиком должны выступать не государство, не система образования, а сама личность школьника.

В основу воспитания должны быть положены не методические наработки, не передовой педагогический опыт отдельных учителей (они хороши только в авторском исполнении), которые базируются на традициях, эмпиризме, интуиции. Технологии же основанные на научных достижениях современных психологии и педагогики, базируются на диагностике личности школьника и учебно-воспитательного процесса.

Задачи воспитания должны формулироваться не в терминах конечного результата, а ставиться как задачи развития мотивов деятельности учащихся с учетом возрастной динамики, средства воспитания должны выбираться с позиции их воздействия не на память учащихся, а на их мышление, воображение, эмоции. Они должны быть направлены на активизацию подсознательных механизмов психики человека в процессе его становления и развития. Надо изменить подходы к содержанию образования. Рассматривать изучение материала учебных дисциплин не как самоцель, а как средство воспитания нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер личности.

Думается, что творческая личность на выходе из школы должна обладать собственно творческими качествами, в первую очередь − существенными общечеловеческими, которые в неменьшей степени характеризуют творческую личность. А именно.

Нравственными: честность, социальная активность, коллективизм и т.д., обеспечивающими отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе.

Интеллектуальными: рациональность, логичность, остроумие, эрудированность, ведущими к осмыслению и систематизации информации, на основе которой формируется мировоззрение, сознание и самосознание, осмыслению жизненных целей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Возрастные особенности дошкольников 3-7 лет
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются пер ...

Особенности при овладении навыками связной речи
Характеризуя состояние связной речи умственно отсталых детей, необходимо отметить, что в отличие от детей с нормальным развитием, у которых эта форма речи появляется еще в дошкольном возрасте, умственно отсталые дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания. ...

Условия развития речи
Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха является многоплановым процессом. И в дошкольном учреждении, и в семье должны быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное ее использование в условиях об ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru