Основы педагогического контроля в высшей школе

Развитие образования » Формы обучения в высшей школе » Основы педагогического контроля в высшей школе

Страница 3

Объективность — критерий, в котором сочетаются на­дежность, валидность плюс ряд аспектов психологическо­го, педагогического, этического, ценностного характера.

Пути повышения объективности контроля

Первое направление — формирование коллегиальной оценки комиссией, например ГЭК. Но ее оценка склады­вается из нескольких субъективных, это скорее так назы­ваемая интерсубъективная оценка, поскольку при нерав­ноценном составе ГЭК мнение одного маститого специалиста может перевесить мнение других членов.

Второе направление — использование стандартных тес­товых программ технического контроля. Он может прово­диться кафедрой, вузом, методической лабораторией, спе­циализированными организациями по проверке качества вузовского образования (УМУ, РУМУ).

Увеличению объективности способствует экспертный опрос, при котором мнения специалистов оцениваются количественными методами.

Преподавателю высшей шко­лы следует учитывать все аспекты критерия объективнос­ти в контроле:

Эстетический аспект объективности — моральное регу­лирование. Списывают и подсказывают только там, где это не расценивается как нарушение учебной этики. Пре­подавателю нельзя иметь любимчиков и нелюбимых сту­дентов и соответственно этому оценивать знания. Погоня за формальными показателями ведет к увеличению неза­служенных хороших оценок. Стремление приукрасить не­совершенные показатели, так называемая реификация (ове­ществление показателя), оборачивается снижением требований к качеству обучения.

Ценностный аспект критерия объективности затрагивает вопрос о справедливости оценки. В сознании студентов необъективная оценка ассоциируется с несправедливой. Мнение преподавателя воспринимается как справедливое, если оно подкреплено рациональными доводами. Студен­тов нужно убедить в справедливости решения преподава­теля. В их представлении преподаватели делятся на строгих и добрых, поскольку каждый преподаватель руководству­ется своими собственными критериями оценки и объек­тивность зависит от его педагогического опыта и личност­ных качеств.

Психологический аспект объективности. Решение пре­подавателя о том, что считать критерием той или иной оценки, определяется еще и психологическими фактора­ми. Отношение студентов к преподавателю, его курсу, посещаемость, характер и качество задаваемых вопросов формируют «образ» студента в сознании преподавателя.

Субъективность преподавателя в оценке знания накла­дывается на субъективность восприятия этой оценки сту­дентом. Поэтому для достижения объективности важно психологическое обоснование оценки знаний. Преподава­тель во многих случаях должен объяснить, почему выставляется та или иная отметка. В случаях убедительной аргументации отметка воспринимается студентом как объективная оценка его знаний.

Требования к организации контроля (по Н.В. Басовой):

нельзя подвергать контролю то, что усвоено на 1-м уровне, т. е. на уровне ознакомления, первич­ного представления;

не стоит прибегать к контролю, если препода­ватель уверен, что все студенты выполнят задание на 100%, но рекомендуется предусмотреть пример­но полное его выполнение, чтобы создать у студен­тов веру в себя («занятия радости»);

хорошо организованный поэтапный контроль снимает необходимость в итоговом;

необходимо варьировать средства контроля, де­лать поэтапный контроль обучающим;

создание спокойного психологического клима­та в процессе контроля (релаксация) способствует лучшей работе студентов и положительно сказыва­ется на результатах контроля [6].

Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса. Мировой опыт констатирует всевозрастающую роль применения в высшей школе тестовых форм контроля. В последние годы значительное внимание уделяется этой проблеме и российской высшей школе, о чем свидетельствует большое количество всевозможных научных публикаций, посвященных исследованию сущности и особенностей данного феномена. Среди отечественных ученых, успешно работающих в этой предметной области, можно выделить В.С. Аванесова, В.П. Беспалько, Ю. Г. Татура [10] и других.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нетрадиционные формы проведения лекций
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. С помощью проблемн ...

Проектный метод как способ развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка
Метод проектов возник еще в начале прошлого века, когда умы педагогов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка с целью научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике, т.е. ...

Тематический план и методические рекомендации к проведению лекционных занятий
В высшей школе три основные формы работы – лекция, семинар и самостоятельная работа студентов (изучение литературы и источников, написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ). Важнейшим видом работы студентов являются также производственные и учебные практики. Цель вуза в соврем ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru