Основы педагогического контроля в высшей школе

Развитие образования » Формы обучения в высшей школе » Основы педагогического контроля в высшей школе

Страница 1

Контроль стимулирует обучение и влия­ет на поведение студентов. Как показала практика, по­пытки уменьшить контроль в учебном процессе приводят к снижению качества обуче­ния. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения ведут неизбежно к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля и появлению его новых форм, например, таких как рейтинг. В российской высшей школе выделяют основные принципы организации контроля:

Профессиональная направленность контроля обусловливается целевой подготовкой специалиста. Студенты должны знать содержание (что будут конт­ролировать), средства (как будет осуществляться контроль), сроки и длительность контроля.

Воспитывающий характер контроля. Данный принцип проявляется в том, что акти­визирует творческое и сознательное отношение студентов к учебе, стимулирует рост познавательных потребностей, интересов, организует учебную деятельность и воспита­тельную работу. Всякий контроль, принижающий личность студента, не может применяться в вузе.

Систематичность. Систематический контроль упорядо­чивает процесс обучения, стимулирует мотивацию, дает возможность получить достаточное количество оценок, По которым можно более объективно судить об итогах учебы.

Всесторонность. Круг вопросов, подлежащих оцениванию, должен быть настолько широк, чтобы можно было бы охватить все темы и разделы.

Система проверки знаний и умений студентов — органическая часть учебного процесса, и ее функ­ции выходят далеко за пределы собственно контро­ля. В области контроля можно выделить следующие функции:

1. Диагностирующая (обратная связь и учет результатов).

2. Обучающая, управляющая (формирование навыков и уме­ний, корректировка, профилактико-предупредительная, совер­шенствование).

3. Развивающая (развитие памя­ти, внимания, логического мыш­ления, мотивации, интереса к предмету, творчества).

4. Воспитывающая (дисциплини­рующая, воспитывающая трудо­любие и т.п.).

В учебно-воспитательном процессе все функции тесно взаимосвязаны и переплетены, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая функция превалирует над остальными. Так, на семинаре в основном проявляется обучающая функция: высказываются различные сужде­ния, задаются наводящие вопросы, обсуждаются ошиб­ки, но вместе с тем семинар выполняет диагностическую и воспитывающую функции.

Зачеты, экзамены, коллоквиумы, тестирование выпол­няют преимущественно диагностическую функцию конт­роля.

При применении программированного контроля про­является его обучающая и контролирующая функции.

Различают основные виды контроля:

Предварительный (поэтапный) контроль необходим для получения сведений об исходном уровне позна­вательной деятельности студентов, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результа­ты контроля должны использоваться для адапта­ции учебного процесса к особенностям данного кон­тингента студентов.

Текущий контроль предназначен для управления усвоением знаний и умений студентов.

Итоговый — для подведения итогов и оп­ределения качества сформированности комплексных умений.

Заключительный контроль — госэкзамены, защита дип­ломной работы или дипломного проекта, присвоение ква­лификации Государственной экзаменационной комиссией.

Во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется устная речь, развивается педа­гогическое общение. Письменные работы позволяют до­кументально установить уровень знания материала, но требуют больших затрат времени для преподавателя. Эк­замены создают дополнительную нагрузку на психику студента. Курсовые и дипломные работы способствуют формированию творческой личности будущего специа­листа. Умелое сочетание разных видов контроля — по­казатель уровня постановки учебного процесса в вузе и один из важных показателей педагогической квалифи­кации преподавателя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Уровни профессиональной компетентности и духовности специалиста культуры
Профессиональные умения основываются на знаниях. Знания, в том числе профессиональные знания классифицируются по разным основаниям: - по уровням обобщения (В.П. Беспалько, А.М. Новиков): 1. Непосредственные (чувственные, образные) знания на уровне восприятий и представлений. 2. Феноменологические, ...

Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности
Проблеме мотивов и мотивации посвящено большое количество монографий В.П. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Дж. Аткинсон, Г. Холл, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др На сегодняшний день отсутствует системный подход к рассмотрению процесса мотивации, взгляды на сущность мотив ...

Формирование познавательных интересов на уроках чтения у младших школьников через произведения М. Пришвина
Все дети любят читать и слушать чтение. Но уроки чтения не являются для школьников любимыми. Ведь любимые для многих — трудная математика, русский язык с его упражнениями, для других — физкультура, рисование. Лишь несколько учеников в классе поставят на первое место уроки чтения. Причина: дети любя ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru