Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования.
Рефлексивная культура характеризуется:
• готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;
• умениями обретать новые смыслы и ценности;
• умениями адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений;
• умениями ставить и решать неординарные практические задачи.
Основным показателем рефлексивной культуры личности является ее способность работать в условиях неопределенности.
Если гуманитарно-культурологический и личностно-деятельностный подходы задают новую содержательную ориентацию образовательного процесса, то рефлексивный подход указывает на механизм их реализации. Без рефлексивной культуры невозможно решить проблему творческого долгожительства личности, формирования мотивации школьника к саморазвитию.
Всеми психологами, исследующими феномен рефлексии, отмечается ее большое значение для развития как отдельной личности, так и социальной общности в зависимости от содержания задач жизнедеятельности: во-первых, рефлексия позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; во-вторых, делает человека (социальную систему) субъектом своей активности.
В системе "учитель - ученик" возникает необходимость учета специфики проявления рефлексии на каждом школьном возрастном этапе. В психологических исследованиях выделяют четыре сферы существования рефлексии:
мышление, направленное на решение задач (как проблемно - конфликтных ситуаций), нуждается в рефлексии как переосмыслении собственных действий;
деятельность, в которой фиксируется установка на кооперирование и взаимоподдержку;
общение подразумевает доступность собственного опыта человека для другого и открытость опыта другого для себя;
самосознание, нуждающееся в рефлексии при самоопределении внутренних ориентиров и способов разграничения "Я" и "не-Я". Определяющей представляется рефлексия в сфере самосознания, так как только в этом случае можно обнаружить ученика, способного к самоизменению, учащегося себя.
И если в младшем школьном возрасте внутренней, задающей стержень учебной деятельности является рефлексия в мышлении, причем инициированная практически всегда учителем, то в юношеском возрасте внутренней, центральной, определяющей цели образования становится сфера самосознания.
Предпосылки к профессионально-педагогической деформации личности
По источнику присутствия предпосылок деформации делят на личностные и профессиональные. Соответственно личностные деформации возникают на почве индивидуальных особенностей личности тем или иным образом, проявляющимся в профессии, а профессиональные деформации обусловлены особенностями условий и тре ...
Роль театрализованной игры в формировании межличностных отношений старших
дошкольников
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). [5] Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осм ...
О подготовке учителей к обучению школьников стохастике
Анализ учебно-методической литературы по теме исследования показывает, что введение вероятностно-статистического материала в базовый школьный курс математики породило немало проблем. К его появлению в школьном курсе оказались не готовы буквально все – от учителей до авторов школьных учебников. Обла ...