Межзубный сигматизм.
Наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука с
свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется на парный звонкий зи аффрикат ц
.
Губно-зубной сигматизм.
При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука ф
), поэтому акустический эффект при искажении с
близок к звуку ф
. Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.
Боковой сигматизм.
Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо с
слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении з
. С боковой артикуляцией может произноситься и ц
. Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки.
Призубный парасигматизм.
Язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного тили, при звонком, — д
. При звуке ц
артикуляция его упрощается, и он становится одноэлементным, произносится как сили как т
.
Приемы постановки свистящих звуков. Постановка обычно начинается с глухого твердого с
.
При губно-зубном сигматизме
нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука либо с механической помощью (шпателем или пальцем отводят нижнюю губу от зубов). В других случаях ребенка просят улыбнуться, оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для с
. Можно воспользоваться механической помощью. Ребенок произносит многократно слог та
, логопед вводит зонд между альвеолами и кончиком (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.
При межзубном сигматизме
можно воспользоваться вышеописанным приемом. Чтобы избежать ассоциаций с нарушенным свистящим звуком, нужно произносить слог са
со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном а
опустить челюсть. Особое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль.
При боковом сигматизменеобходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами.
Для получения чистого произношения применяют двухэтапный прием постановки этого звука: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.
Звук ц
ставится от звука т
при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук тс сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят тис. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, предлагают ребенку произносить обратный слог с гласным а
Формирование связной монологической речи у детей с речевыми нарушениями
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточног ...
Типология неуспеваемости учащихся младшего школьного возраста
В практике повседневной работы с младшими школьниками в каждом конкретном случае неуспеваемости встречаются с совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные трудности в работе учителей по ее ...
Использование уроков нетрадиционной формы для обучения лексике на среднем
этапе обучения
Так говоря о нетрадиционных уроках, на наш взгляд, необходимо заострить внимание на принципы организации и проведения, периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Говоря об организации и проведения нестандартных уроков необходимо отметить, что в их основу положено несколько принципов: 1. ...