Виды нарушения произношения свистящих звуков

Развитие образования » Недостатки произношения свистящих звуков » Виды нарушения произношения свистящих звуков

Страница 1

Межзубный сигматизм.

Наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука с

свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же не­достаток распространяется на парный звонкий зи аффрикат ц

.

Губно-зубной сигматизм.

При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука ф

), поэтому акустический эффект при искажении с

близок к звуку ф

. Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.

Боковой сигматизм.

Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо с

слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении з

. С боковой артикуляцией может произноситься и ц

. Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки.

Призубный парасигматизм.

Язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного тили, при звонком, — д

. При звуке ц

артикуляция его упрощается, и он становится одноэлементным, произносится как сили как т

.

Приемы постановки свистящих звуков. Постановка обычно начинается с глухого твердого с

.

При губно-зубном сигматизме

нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука либо с механической помощью (шпателем или пальцем отводят нижнюю губу от зубов). В других случаях ребенка просят улыбнуться, оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для с

. Можно воспользоваться меха­нической помощью. Ребенок произносит многократно слог та

, логопед вводит зонд между альвеолами и кончиком (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.

При межзубном сигматизме

можно воспользоваться вышеописанным приемом. Чтобы избежать ассоциаций с нарушенным свистящим звуком, нужно произносить слог са

со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном а

опустить челюсть. Особое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль.

При боковом сигматизменеобходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами.

Для получения чистого произношения применяют двухэтапный прием постановки этого звука: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.

Звук ц

ставится от звука т

при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук тс сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят тис. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, предлагают ребенку произносить обратный слог с гласным а

Страницы: 1 2

Идея гуманитарно-культурологического подхода
Термин "гуманитаризация" в последнее время приобретает более широкое значение и уже не укладывается в рамки "широкого внедрения дисциплин гуманитарного цикла". Само прилагательное гуманитарный сегодня осмысливается как "свойственный человеку, человеческой природе". В т ...

Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
Эти рекомендации помогут педагогу улучшить свою работу с детьми с ОВЗ. Учебники и учебная программа: - четкое и понятное разъяснение заданий; - замещение письменных заданий; - обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простым. Работа в классе, группе: - б ...

Некоторые выводы содержательно-методического характера по реализации стохастической линии в основной школе
На основе всего рассмотренного и изученного материал по предложенной теме, можно сделать некоторые выводы и дать рекомендации по реализации стохастической линии в школе. Анализ учебной литературы по исследуемой теме показал, что разные авторы подошли к реализации нового содержания в учебниках по-ра ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru