Виды нарушения произношения свистящих звуков

Развитие образования » Недостатки произношения свистящих звуков » Виды нарушения произношения свистящих звуков

Страница 1

Межзубный сигматизм.

Наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука с

свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же не­достаток распространяется на парный звонкий зи аффрикат ц

.

Губно-зубной сигматизм.

При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука ф

), поэтому акустический эффект при искажении с

близок к звуку ф

. Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.

Боковой сигматизм.

Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо с

слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении з

. С боковой артикуляцией может произноситься и ц

. Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки.

Призубный парасигматизм.

Язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного тили, при звонком, — д

. При звуке ц

артикуляция его упрощается, и он становится одноэлементным, произносится как сили как т

.

Приемы постановки свистящих звуков. Постановка обычно начинается с глухого твердого с

.

При губно-зубном сигматизме

нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука либо с механической помощью (шпателем или пальцем отводят нижнюю губу от зубов). В других случаях ребенка просят улыбнуться, оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для с

. Можно воспользоваться меха­нической помощью. Ребенок произносит многократно слог та

, логопед вводит зонд между альвеолами и кончиком (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.

При межзубном сигматизме

можно воспользоваться вышеописанным приемом. Чтобы избежать ассоциаций с нарушенным свистящим звуком, нужно произносить слог са

со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном а

опустить челюсть. Особое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль.

При боковом сигматизменеобходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами.

Для получения чистого произношения применяют двухэтапный прием постановки этого звука: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.

Звук ц

ставится от звука т

при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук тс сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят тис. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, предлагают ребенку произносить обратный слог с гласным а

Страницы: 1 2

Организация, проведение и основные результаты подготовительного этапа эксперимента
Подготовительный этап эксперимента был проведен во вторых классах средней образовательной школы № 56 ст. Варениковской. Классный руководитель 2 «А» - Бабич Г.В. Количество учащихся в классе – 23 человека: девочек – 13, мальчиков – 10. Классный руководитель 2 «Б» - Ткаченко Л.Г. Количество учащихся ...

Обучаемость и ее компоненты
Рассматривая индивидуально-типические компоненты продуктивного мышления, мы ставили перед собой задачу выделить те его особенности, от которых зависит легкость овладения однородными знаниями, темп продвижения в них, т. е. связывали его с понятием общих способностей. У школьников эти свойства их пси ...

Неразумная родительская любовь
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их детей». Есть много разновидностей этой уродливой любви. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая и любовь откупа. Любовь умиления – это самое печальное, ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru