Речевое развитие глухих и слабослышащих детей

Развитие образования » Влияние нарушений слуха на развитие речи ребенка » Речевое развитие глухих и слабослышащих детей

Страница 1

речь развитие нарушение слух глухой

Рассмотрим особенности и специфику основных этапов речевого развития глухого ребенка в сравнении его со слышащим. Условно можно выделить три основных этапа – преддошкольный, дошкольный и школьный.

Преддошкольный этап речевого развития охватывает возраст до 3 лет. Уже в первые месяцах жизни ребенка идет подготовка его речевого и слухового аппарата к овладению речью. Ребенок издает крики, у него появляется гуление, затем лепет, развивается слуховое внимание. Ребенок приучается фиксировать свое слуховое внимание на источнике звука. Как бы играя речевым аппаратом, он издает различные рефлекторные сочетания звуков – ба, мА, мба, и др. Это еще не речь, но уже важный подготовительный этап к овладению ею. Примерно с шести-восьми месяцев у ребенка начинает развиваться понимание элементарной обращенной к нему речи. В ответ на вопросы: «Где часы?», «Где тик-тик?», «Где мама?», «Где Вова?» - он начинает искать и поворачивает голову в сторону объекта. Это подтверждает, что уже в этом возрасте ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, т.е. у него начинается развитие пассивной речи.

В этот период развития речи большую роль играет речевое окружение взрослых. С ребенком нужно говорить как можно больше, слова произносить ясно, четко, не подлаживаясь под неправильное произношение ребенка. Чем богаче речевая практика ребенка, тем лучше и быстрее развивается его собственная речь. В результате многократного повторения взрослых одного и того же слова и соотнесения этого слова с определенным предметом в сознании формируется ассоциативная связь между словом – сигналом второго порядка – и названным предметом.

Совершенно иную картину мы наблюдаем в том случаи, когда ребенок рождается глухим или теряет слух на самых ранних этапах речевого развития. В первые месяцы жизни не так легко бывает отличить глухого от слышащего ребенка. Как и слышащий, он издает рефлекторные звуки, живо реагирует на попавшие в поле зрения яркие игрушки, но не слышит речи окружающих, не понимает, что ему говорят, не может подражать речи, поскольку у него не образуются ассоциативные связи между словом как сигналом действительности и предметом. И чем старше такой ребенок, тем больше он отстает в речевом развитии от слышащего. При внимательном наблюдении можно заметить, что глухой в возрасте шести-восьми месяцев не реагирует на речь, не фиксирует внимание на предмете при произнесении слова, вопроса.

Но особенно заметно различие между глухим и слышащим ребенком примерно после года, когда у слышащего начинает развиваться активная речь. Это развитие наиболее бурно и продуктивно идет в возрасте от двух до пяти лет. Чем старше ребенок, тем больше у него потребность в общении. Он постоянно хочет что-то спросить, получить, возразить. Эта потребность обусловливает появление активной речи. Воспринимая с помощью слуха речь окружающих и подражая ей, слышащий ребенок сам начинает говорить. Он постепенно овладевает звуковым составом языка, хотя вначале многие звуки произносит неправильно – искажает, заменяет, смягчает. Чаще всего нарушено произношение тех звуков, которые по своей артикуляции являются наиболее трудными (р-л, ц-ч, ш-щ, ж, с, з). С возрастом, к пяти-шести годам, ребенок постепенно сам овладевает правильным произношением этих звуков.

Страницы: 1 2 3

Примерный дидактический материал по автоматизации и дифференциации свистящих звуков
Автоматизация звука. Воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых звук с находится в определенной позиции: в начале слова: сани, совы, солома, сад, сын, сом, суп, сук, сапоги, салют, самокат, сабля, судно, стакан, скала, солонка, стул, скамейка, стол; в середине: оса, бусы, ус ...

Средства формирования культуры поведения у старших дошкольников
Методика «Пальчик сердится». Пресечение агрессии по отношению к сверстнику. Предлагаемая методика представляет собой эмоциональное осуждение или порицание каждого проявления детской агрессии. Форма этого порицания имеет существенные особенности. Его высказывает воспитатель, но не от себя, а от игро ...

Творческие задания как способ мотивации к изучению английского языка
Я проходила педагогическую практику в ГУ «Физико-математическом лицее» во 2 «а» классе. На начальном этапе внедрения творческих заданий мы провели анкетирование. Этот результат зафиксировали в таблице. В течении практики мы использовали творческие задания, в конце практики мы провели точно такое же ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru