Речевое развитие глухих и слабослышащих детей

Развитие образования » Влияние нарушений слуха на развитие речи ребенка » Речевое развитие глухих и слабослышащих детей

Страница 1

речь развитие нарушение слух глухой

Рассмотрим особенности и специфику основных этапов речевого развития глухого ребенка в сравнении его со слышащим. Условно можно выделить три основных этапа – преддошкольный, дошкольный и школьный.

Преддошкольный этап речевого развития охватывает возраст до 3 лет. Уже в первые месяцах жизни ребенка идет подготовка его речевого и слухового аппарата к овладению речью. Ребенок издает крики, у него появляется гуление, затем лепет, развивается слуховое внимание. Ребенок приучается фиксировать свое слуховое внимание на источнике звука. Как бы играя речевым аппаратом, он издает различные рефлекторные сочетания звуков – ба, мА, мба, и др. Это еще не речь, но уже важный подготовительный этап к овладению ею. Примерно с шести-восьми месяцев у ребенка начинает развиваться понимание элементарной обращенной к нему речи. В ответ на вопросы: «Где часы?», «Где тик-тик?», «Где мама?», «Где Вова?» - он начинает искать и поворачивает голову в сторону объекта. Это подтверждает, что уже в этом возрасте ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, т.е. у него начинается развитие пассивной речи.

В этот период развития речи большую роль играет речевое окружение взрослых. С ребенком нужно говорить как можно больше, слова произносить ясно, четко, не подлаживаясь под неправильное произношение ребенка. Чем богаче речевая практика ребенка, тем лучше и быстрее развивается его собственная речь. В результате многократного повторения взрослых одного и того же слова и соотнесения этого слова с определенным предметом в сознании формируется ассоциативная связь между словом – сигналом второго порядка – и названным предметом.

Совершенно иную картину мы наблюдаем в том случаи, когда ребенок рождается глухим или теряет слух на самых ранних этапах речевого развития. В первые месяцы жизни не так легко бывает отличить глухого от слышащего ребенка. Как и слышащий, он издает рефлекторные звуки, живо реагирует на попавшие в поле зрения яркие игрушки, но не слышит речи окружающих, не понимает, что ему говорят, не может подражать речи, поскольку у него не образуются ассоциативные связи между словом как сигналом действительности и предметом. И чем старше такой ребенок, тем больше он отстает в речевом развитии от слышащего. При внимательном наблюдении можно заметить, что глухой в возрасте шести-восьми месяцев не реагирует на речь, не фиксирует внимание на предмете при произнесении слова, вопроса.

Но особенно заметно различие между глухим и слышащим ребенком примерно после года, когда у слышащего начинает развиваться активная речь. Это развитие наиболее бурно и продуктивно идет в возрасте от двух до пяти лет. Чем старше ребенок, тем больше у него потребность в общении. Он постоянно хочет что-то спросить, получить, возразить. Эта потребность обусловливает появление активной речи. Воспринимая с помощью слуха речь окружающих и подражая ей, слышащий ребенок сам начинает говорить. Он постепенно овладевает звуковым составом языка, хотя вначале многие звуки произносит неправильно – искажает, заменяет, смягчает. Чаще всего нарушено произношение тех звуков, которые по своей артикуляции являются наиболее трудными (р-л, ц-ч, ш-щ, ж, с, з). С возрастом, к пяти-шести годам, ребенок постепенно сам овладевает правильным произношением этих звуков.

Страницы: 1 2 3

Методические рекомендации по формированию межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников
гражданский воспитание межкультурный коммуникация Гражданское воспитание подростков, основанное на формировании межкультурной коммуникации, представляет собой открытую систему воспитания, направленную на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности как системообразующей ее внутреннего мир ...

Теоретико-методологические аспекты качества образования
1. Анализируя процесс трансформации образования с точки зрения возможностей формирования социокультурного потенциала развития общества, можно согласиться с проектным характером постановки проблемы в следующем виде: «Образование в России должно стать ведущим механизмом развития российского общества. ...

Содержание технологического образования школьников
Программа учебного предмета - один из основных учебно-программных документов, определяющих содержание обучения учащихся. Перечень формируемых при изучении учебного предмета знаний и умений конкретизирован в ней в виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые вместе взятые составляют ее ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru