Выявление уровня сформированности навыков разговорной речи глухих учащихся первого класса

Развитие образования » Развитие разговорной речи глухих учащихся первого класса » Выявление уровня сформированности навыков разговорной речи глухих учащихся первого класса

Выявление сформированности навыков разговорной речи у глухих первоклассников осуществлялось двумя способами: во-первых мы получили интересующую нас информацию из карты наблюдения и во-вторых в ходе выполнения задания.

Использование карты наблюдения.

На каждого ребенка поступающего в нашу школу, с первых дней его пребывания, заводится так называемая КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ (практическое пособие по обследованию неслышащих и слабослышащих детей поступающих в школу). Эта карта, разработанная дефектологами нашей школы, содержит в себе протоколы всестороннего обследования учащегося (последовательность, аналитические сведения, особенности воспитания ребенка, состояние общей, мелкой и речевой риторики, исследование психического состояния ребенка и т.д.). Кроме того, в ней есть раздел «Исследование лексики и грамматического строя речи», включающий и проверку навыков развития разговорной речи. Раздел «Проверка навыков разговорной речи» включает в себя такие разделы как: выполнение поручений с отчетом о выполненном действии, ответы на вопросы и т.д. Наблюдение и заполнение протоколов ведутся на всем протяжении пребывания ребенка в школе (см. приложение 3).

В нашей школе два первых класса, в каждом из которых по четыре человека: 1-А класс – 3 мальчика, 1 девочка; 1-Б класс – 2 мальчика, 2 девочки. Все дети глухие. Успеваемость примерно одинаковая. Подробная характеристика учащихся дана в таблице (см. приложение 4).

Мы определили уровень развития диалогической речи учащихся 1-ого А и 1-ого Б классов (используя данные карты наблюдения, о которых говорилось выше). Результаты получились следующие.

«Октябрь 2002»

Как можно видеть по составленным нами диаграммам выполнения поручений, ответы на вопросы по своему качеству практически совпадают в обоих классах.

Выполнения задания.

Это задание имело целью проанализировать насколько верно и точно учащиеся воспринимают содержание картинки, понимают ее и как выражают увиденное в собственной речи.

На картинке была нарисована девочка, которая собирает грибы (см. приложение 5). На вопрос учителя: - Что делает девочка? ученики вместо ответа: - Девочка собирает грибы. Отвечали – Девочка держит гриб. Девочка стоит. Это говорите о неточном понимании (осмыслении) вопроса. Ребенок видит картинку статично, в буквальном ее значении. Видя мелкие детали, глухой первоклассник не придает должного значения главному. Следовательно уровень сформированности развития разговорной речи не соответствует желаемым результатам.

Известны особенности восприятия изображенного на картинке отразились в самостоятельной речи глухих учащихся.

Данный факт дал нам основание предположить, что содержание высказываний глухих учащихся зависит не только от уровня их речевого развития, но и от специфики восприятия, следовательно чтобы добиться правильной, точной речи учитель должен не только расширять словарный запас учащихся, но и заботиться чтобы наглядные пособия, в частности, максимально отражали окружающий мир, что особенно важно для глухих детей младшего школьного возраста.

Особое место на наш взгляд должны занять «живые» наглядные материалы, которые будут способствовать повышению мотивации в процессе овладения речевыми навыками, заинтересованности.

Также учащимся предлагается описать картину «Дежурные» (см. приложение 6).

Учитель задает вопросы:

- Как называется картина? («Дежурный»)

- Что это? (- Это класс)

- Кто в классе? (- В классе дежурные: Таня, Миша, Оля)

- Что делает Миша? (- Миша подметает пол)

- Что делает Оля? (- Оля поливает цветы)

- Что делает Таня? (- Таня вытирает доску)

Потом следует вопрос, относящийся непосредственно к учащимся:

- Кто сегодня дежурный? (был вчера, будет завтра дежурный?)

- Когда ты будешь дежурный?

- Что ты будешь делать?

В начале нашего эксперимента (октябрь 2002 года) учащиеся 1-А и 1-Б класса справились с этим заданием одинаково. И у тех и у других в описании картины и в ответах на вопросы возникло много одинаковых ошибок и затруднений.

Изучение уровня развития волевых качеств у младших школьников
Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах , но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах. Для формир ...

Консультация для родителей «Подвижные игры с малышами»
Правильно ходить, быстро бегать, смело прыгать, ловко лазать и бросать мяч ребенок проще всего научится в подвижной игре, когда он незаметно для себя, без принуждения выполняет ваши требования и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя в коллективе. Подвижны ...

Формирование умений и навыков, развитие творческих способностей
Развитие науки неизбежно приводит к возрастанию объема знаний, которые должны быть приобретены в период обучения в средней школе. Поэтому идет поиск путей совершенствования процесса обучения, а значит улучшение методов сообщения новых знаний и методики формирования у учеников умений и навыков. Проб ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru