Выявление уровня сформированности навыков разговорной речи глухих учащихся первого класса

Развитие образования » Развитие разговорной речи глухих учащихся первого класса » Выявление уровня сформированности навыков разговорной речи глухих учащихся первого класса

Выявление сформированности навыков разговорной речи у глухих первоклассников осуществлялось двумя способами: во-первых мы получили интересующую нас информацию из карты наблюдения и во-вторых в ходе выполнения задания.

Использование карты наблюдения.

На каждого ребенка поступающего в нашу школу, с первых дней его пребывания, заводится так называемая КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ (практическое пособие по обследованию неслышащих и слабослышащих детей поступающих в школу). Эта карта, разработанная дефектологами нашей школы, содержит в себе протоколы всестороннего обследования учащегося (последовательность, аналитические сведения, особенности воспитания ребенка, состояние общей, мелкой и речевой риторики, исследование психического состояния ребенка и т.д.). Кроме того, в ней есть раздел «Исследование лексики и грамматического строя речи», включающий и проверку навыков развития разговорной речи. Раздел «Проверка навыков разговорной речи» включает в себя такие разделы как: выполнение поручений с отчетом о выполненном действии, ответы на вопросы и т.д. Наблюдение и заполнение протоколов ведутся на всем протяжении пребывания ребенка в школе (см. приложение 3).

В нашей школе два первых класса, в каждом из которых по четыре человека: 1-А класс – 3 мальчика, 1 девочка; 1-Б класс – 2 мальчика, 2 девочки. Все дети глухие. Успеваемость примерно одинаковая. Подробная характеристика учащихся дана в таблице (см. приложение 4).

Мы определили уровень развития диалогической речи учащихся 1-ого А и 1-ого Б классов (используя данные карты наблюдения, о которых говорилось выше). Результаты получились следующие.

«Октябрь 2002»

Как можно видеть по составленным нами диаграммам выполнения поручений, ответы на вопросы по своему качеству практически совпадают в обоих классах.

Выполнения задания.

Это задание имело целью проанализировать насколько верно и точно учащиеся воспринимают содержание картинки, понимают ее и как выражают увиденное в собственной речи.

На картинке была нарисована девочка, которая собирает грибы (см. приложение 5). На вопрос учителя: - Что делает девочка? ученики вместо ответа: - Девочка собирает грибы. Отвечали – Девочка держит гриб. Девочка стоит. Это говорите о неточном понимании (осмыслении) вопроса. Ребенок видит картинку статично, в буквальном ее значении. Видя мелкие детали, глухой первоклассник не придает должного значения главному. Следовательно уровень сформированности развития разговорной речи не соответствует желаемым результатам.

Известны особенности восприятия изображенного на картинке отразились в самостоятельной речи глухих учащихся.

Данный факт дал нам основание предположить, что содержание высказываний глухих учащихся зависит не только от уровня их речевого развития, но и от специфики восприятия, следовательно чтобы добиться правильной, точной речи учитель должен не только расширять словарный запас учащихся, но и заботиться чтобы наглядные пособия, в частности, максимально отражали окружающий мир, что особенно важно для глухих детей младшего школьного возраста.

Особое место на наш взгляд должны занять «живые» наглядные материалы, которые будут способствовать повышению мотивации в процессе овладения речевыми навыками, заинтересованности.

Также учащимся предлагается описать картину «Дежурные» (см. приложение 6).

Учитель задает вопросы:

- Как называется картина? («Дежурный»)

- Что это? (- Это класс)

- Кто в классе? (- В классе дежурные: Таня, Миша, Оля)

- Что делает Миша? (- Миша подметает пол)

- Что делает Оля? (- Оля поливает цветы)

- Что делает Таня? (- Таня вытирает доску)

Потом следует вопрос, относящийся непосредственно к учащимся:

- Кто сегодня дежурный? (был вчера, будет завтра дежурный?)

- Когда ты будешь дежурный?

- Что ты будешь делать?

В начале нашего эксперимента (октябрь 2002 года) учащиеся 1-А и 1-Б класса справились с этим заданием одинаково. И у тех и у других в описании картины и в ответах на вопросы возникло много одинаковых ошибок и затруднений.

Выбор и обоснование психолого – педагогической системы требований к профессиональной подготовке будущих специалистов
Специалист сегодня - это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в технике и науке, соответствующие требованиям новых технологий, которые неизбежно будут внедряться; ему нужны базовые знания, проблемное, аналитическое мышление, социально-психолог ...

Авторский элективный курс "основы медицинских знаний": задачи и содержание программы
Авторский элективный курс "Основы медицинских знаний" предлагается для учащихся, проявивших интерес к физиологии, анатомии и другим биологическим дисциплинам. Курс рассчитан на 17 часов. Занятия по предпрофильному обучению будут способствовать овладению учащимися системой медицинских знан ...

Практическое осуществление полового воспитания
Для полового воспитания важное значение имеет определённая реакция взрослых на те или иные проявления сексуального развития ребёнка, на особенности его отношения к детям другого пола. Для этого необходимо твёрдо знать, что в этих отношениях правильно, а что – отклонение от нормы. Важно, чтобы взрос ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru