Содержание правового образования отражено в учебном плане, учебной программе и учебниках. К настоящему времени создано немало книг учебного характера по праву для системы школьного обучения. Нет смысла анализировать их все (тем более, что литература по праву очень быстро устаревает, в старые книги вносятся изменения, появляются новые), однако следует заметить, что среди них выделяют:
— учебные пособия. Так называют литературу для учеников, которую можно использовать в учебном процессе: хрестоматии1, содержащие извлечения из источников права прошлого и современности, книги для чтения2, в которых подобран правовой материал по отдельным темам из литературных, публицистических и других произведений, и проч.;
— методическую литературу (такие книги адресованы учителям, методистам, студентам и всем, кто интересуется проблемами обучения праву). В настоящее время книги по методике права для системы общего образования приобрели иную структуру. Так, в прошлом доминировали поурочные разработки, в которых была прописана пошаговая деятельность педагога и ученика (учитель получал готовый рецепт того, как нужно проводить урок). В настоящее время методические книги содержат рекомендации к проведению занятий, предоставляя возможность учителю самостоятельно моделировать свой урок. Начинающему педагогу следует обратить внимание на то, что должны знать школьники, чему они могут научиться при изучении конкретной темы, а также, какие методические приемы можно использовать на уроке, чтобы достигнуть поставленных целей. Во многих книгах представлен дополнительный материал для учителя о новых изменениях в действующем законодательстве, случаях из судебной практики, правовые задачи;
— правовые словари (некоторые из них адресованы ученикам, другие же — юристам, преподавателям);
— наглядные средства обучения (к ним относят слайды, видеофильмы по праву, транспоранты. Так, в рамках деятельности Российского Фонда Правовых Реформ созданы специальные фильмы по правовым проблемам, а также видеоматериалы по методике права. Центр наглядных средств обучения Министерства образования РФ подготовил целую серию наглядных материалов по праву для школы с методическими рекомендациями по их использованию в учебном процессе).
Книги, объединяемые между собой единой концепцией и состоящие из учебников, методических пособий, учебных пособий, хрестоматий, практикумов, рабочих тетрадей, словарей, составляют УМК — учебно-методический комплект.
Учебная правовая литература для школьников может быть рекомендована или допущена к использованию в учебном процессе Министерством образования РФ, если прошла экспертизу независимых специалистов, оценивающих книги с методической, педагогической, юридической точек зрения.
Ежегодно утверждается список учебников для Федерального комплекта книг, который обеспечивает право каждого ученика страны на получение бесплатных учебников в школах.
В настоящее время появились разные учебники по праву для школы. Однако книга, которая получила название «учебник», должна отвечать требованиям, предъявляемым педагогами, методистами к такому жанру литературы. В нем раскрывается содержание курса, дается объем материала для каждого урока. Изложение материала должно быть последовательным, логически взаимосвязанным (иначе это будет сборник статей). Учебник помогает усвоить и закрепить правовые знания. Структура современных учебников по праву разная. В большинстве случаев текст книги делится на разделы или главы, которые состоят из параграфов. В тексте параграфа выделяют понятия, определения. Их количество должно быть оптимальным для усвоения. Материал учебника должен соответствовать возрасту учеников.
В тексте параграфа выделяют основную и неосновную информацию. При подготовке к занятию учитель прочитывает текст параграфа по новой теме, которую предстоит изучить с учениками на уроке; необходимо обратить внимание на базовые, главные понятия. НА. Микк считает, что «для понимания текста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предложений было в 4 раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала».
Собственническая установка
Рождение, выхаживание и воспитание ребенка требуют от родителей многих усилий и забот. Современная практика регулирования рождаемости дает возможность планировать рождение ребенка, сознательно решать, сколько детей стоит иметь в семье, и т. д. Это не дает, однако, оснований считать детей своей собс ...
Методика формирования обобщенных представлений у детей старшего дошкольного
возраста о диких животных
Детей шестого года жизни продолжают знакомить с особенностями жизни диких животных (волк, медведь, лиса, заяц, еж): где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке (еж натаскивает осенние листья и зарывается в эту подстилку, лисица прячется зимой в пустующ ...
Преподаватель как субъект Болонского процесса
Наряду со студентом - главным действующим лицом Болонского процесса, субъектом Болонского процесса выступает преподаватель. Обеспечение академической мобильности в Европе означает устранение всех препятствий свободному передвижению преподавателей, исследователей и административного персонала для ра ...