Развитие разговорной речи глухих учащихся первого класса

Развитие образования » Развитие разговорной речи глухих учащихся первого класса

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, развития его интеллекта, мышления – является речь. Речь – это вид человеческой деятельности, процесс реализации мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, самовыражения и воздействия на других людей. «Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания», – писал Л.С. Выготский1. Для учащихся хорошо развитая речь является средством успешного обучения в школе. Развитие речи в школе для глухих детей предусмотрено на всех уроках, и это всестороннее развитие речи.

Умение полноценно общаться – одна из главных целей развития глухих школьников. Она осуществляется на всех уроках в школе для глухих детей. Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь – мысленная речь человека, обращенная к самому себе. Она не произносится и не пишется. Внешняя речь – это речь, обращенная к другим. Она обличена в звуки или графические знаки. Внешняя речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь, или разговорная речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками.

Обучение речи в школе глухих осуществляется на основе предметной деятельности и потребностей, вызванных этой деятельностью. При этом необходимо учитывать особенности развития речи глухих школьников.

Мы остановимся на рассмотрении особенности развития диалогической речи учащихся первых классов.

Актуальность этой проблемы состоит в том, что обучение языку учащихся в начальных классах, прежде всего, начинается именно с развития разговорной речи – как наиболее им доступной и естественной для организации непосредственного общения учителя с классом и детей между собой.

Кроме того, в процессе обучения диалогу глухих учащихся обеспечивается развитие их языковой способности. Оно осуществляется за счет частоты применения школьниками речевых средств, вариативности высказываний, проведения аналогий, предугадывания ответов собеседника.

Речевая деятельность учащихся совершенствуется в ходе развития разговорной речи на основе говорения, чтения, письма, дактилирования и слухо-зрительного восприятия.

Наконец, овладения глухими школьниками диалогической речью расширяет их представление о системном устройстве языка. Этот процесс происходит за счет восполнения неполных и неясных по значению реплик, сокращения избыточных конструкций реплик, обогащения речи различными структурами.

То есть диалогическая речь для учащихся первого класса является как бы фундаментом на основе которого в дальнейшем будет строиться развитие других форм речи (связанной, письменной и др.).

Чтобы рассмотреть, как развивается разговорная речь учащихся первого класса мы решили провести исследование.

Предмет исследования: разговорная речь учащихся 1-ого класса, приемы ее совершенствования.

Гипотеза: Наша гипотеза состоит в том, что эффективность работы по развитию разговорной речи в значительной степени определяется мотивацией учащихся, их заинтересованностью в процессе работы. Известное однообразие дидактических игр, наглядных пособий, хорошо знакомых детям приемов снижает эффективность учебной работы. Вместе с тем использование «живых» пособий, картин существенной повышает активность детей в овладении разговорными навыками.

Цель исследования: повысить эффективность работы по развитию разговорной речи глухих учащихся 1-ого класса на различных уроках (ППО, развития речи).

Анализ практики использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя
Для изучения оценочного аспекта отношения младших школьников к учителю мы изучили практику использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя. Как оказалось, учителя редко обращаются к этому приему работы. Так, используется сочинение детей на тему «Моя учительница» и методику ко ...

Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву
Среди множества наук, существующих в нашем обществе, особую роль играют науки педагогические, определяющие гуманную миссию человечества — передать своим потомкам весь тот багаж знаний, который позволит им творить, изменять окружающий мир, жить в мире и согласии. Воспитывая и обучая тех, кому принад ...

Консультация для педагогов «История подвижных игр»
Еще в древние времена игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Было замечено, что лучшее лекарство от всех недугов - это игра. Один из наиболее известных врачей древности - римский врач Клавдий Гален рекомендовал своим пациентам вместо лекарств игру в мяч. Не опровергает этот ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru