Особенности творческих способностей и специфика их формирования у старших дошкольников с задержкой психического развития

Развитие образования » Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях изобразительным искусством » Особенности творческих способностей и специфика их формирования у старших дошкольников с задержкой психического развития

Страница 1

Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. (Н.Ю.Борякова) [3]

Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, специфики формирования саморегуляции, развития речи (В. И. Лубовский, Т. В. Егорова, Т. Р. Капустина, Р. Д. Тригер, Т. А. Стрекалова, У. В. Ульенкова и др.) [11]. Было отмечено, что дети с задержкой психического развития имеют потенциальные возможности усвоения программного материала, но для этого необходимо создать адекватные психофизическому развитию этих детей условия обучения, которые способствуют повышению уровня обучаемости и социальной адаптации. Обучаемость под которой понимают умственные способности к усвоению знаний, представляет собой систему познавательных свойств личности, среди которых творчество играет особую роль, так как это один из путей, ведущий к познанию и освоению детьми окружающего мира. [23,37]

В своих работах Л.С.Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, этот опыт представляет материал, которым располагает воображение [8]. У дошкольников с задержкой психического развития этот опыт меньше, чем у нормально развивающихся дошкольников, у них снижена познавательная активность, ограничен (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированы пространственные и временные представления, бедный словарный запас, снижена потребность в общении, недостаточная целенаправленность, не замечают своих ошибок, недостаточно распознают эмоциональные переживания, не могут адекватно оценить результат. В исследованиях Т.В. Егоровой, П.Б. Шошина и Л.И. Переслени отмечаются замедление приема и переработки сенсорной информации, снижение объема кратко и долговременной памяти. Все это влияет на приобретение необходимого опыта для развития полноценного творческого воображения. [35]

Трудности реализации образа в соответствии с замыслом обусловлены недостаточной сформированнностью аналитико-синтетической деятельности мышления наглядно-действенного и наглядно-образного, дети с задержкой психического развития при анализе предмета или явления называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью, что затрудняет построение и восприятие целостного образа, испытывают трудности в построении взаимосвязей между предметами и явлениями. Присущая этим детям монотонность, однообразие и неосознанность деятельности влечет за собой стереотипность и подражательность образных действий [9, 10].

В работах Т.А. Власовой и М.С. Певзнер [36] указывается на недостаточность сенсомоторной координации, отмечается общая моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость детей с задержкой психического развития.

Особенности внимания детей с задержкой психического развития, его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, отражаются в неверном понимании задания в связи с этим смысл происходящего утрачивается и дети не в состоянии выразить творчески ту или иную ситуацию.

Страницы: 1 2

Внеклассная работа. Из опыта работы в лагере «Эврика»
Последние шесть лет в нашей школе организуется лагерь для одаренных детей «Эврика». В первый год своего создания это была школьная организация, а начиная с 2003 года – это профильный районный лагерь. Основной состав ребят – это учащиеся 9–10 склонные к обучению физики и математике, химии и биологии ...

Характеристика методов передачи и усвоения учебной информации
Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них и методики их применения. Прежде всего, следует отметить богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью. Учитель технологии, рассказывая подросткам о ср ...

Анализ психолого-педагогической литературы
Период с 2 до 3 лет характеризуется интенсивностью физического и психического развития ребенка. При правильно организованной жизнедеятельности ребенка активно происходит развитие движений (И.А. Скворцов 1995; Ф.А. Богомолова, Ю.Ф. Кутафин 1998; Л.Н. Павлова 2000; Б. Спок, 2001; П. Спенсер 2002). Ро ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru