Одна из программ, посвященных социально-правовой защите ребенка в школе, проводится в городе Екатеринбург, она называется «Школа профилактики».
Цель программы: повышение профессиональной компетентности специалистов в области организации профилактической деятельности в образовательном учреждении на основе модели позитивной профилактики.
Задачи:
· расширить знания специалистов о нормативно-правовых основаниях организации профилактической деятельности в образовательном учреждении;
· обучить специалистов образовательного учреждения, организации и планированию профилактической деятельности со всеми целевыми группами на основе модели позитивной профилактики;
· создать условия для обмена опытом в области организации профилактической работы в образовательном учреждении города.
«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно-значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности» – декларирует Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи педагогов образовательных учреждений, ведь большую часть своего времени дети проводят именно в школе. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, формирование законопослушного поведения детей и подростков, развитие навыков самоконтроля, здорового образа жизни, оказание социально-педагогической и психологической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, профилактика раннего семейного неблагополучия – важнейшие задачи, стоящие перед коллективом школы [9, c. 78].
Программа организации деятельности специалистов образовательного учреждения по первичной профилактике рискованного поведения несовершеннолетних «Школа профилактики» имеет в своей основе интегративный подход, основанный на формировании жизненных навыков несовершеннолетних.
Актуальность и социальная значимость программы обусловлена современным состоянием качества профилактической деятельности образовательных учреждений, которое требует пересмотра стратегии ее осуществления и предполагает внедрение научно-обоснованных и проверенных опытом нововведений в профилактику, что будет способствовать перестройке сознания и мышления субъектов, их представлений, позиций, изменению не всегда оправданных традиций и стереотипов в этом процессе.
Следует отметить, что в последнее время произошло смещение акцентов в области организации профилактической работы в школе: если раньше многие специалисты, говоря о профилактике в школе, как правило, ассоциировали данную деятельность с организацией работы по профилактике зависимостей, то сегодня мы вкладываем иной смысл в понятие «школьная профилактика». Школьная профилактика – это деятельность образовательного учреждения, направленная на создание системы позитивной профилактики, которая способствует воспитанию психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами [6, c. 32].
Реализация программы способствует организации превентивных воздействий на детей и подростков, основанной на одновременном ослаблении факторов риска и увеличении потенциала жизнестойкости обучающихся в определенных условиях среды и позволяет:
· формировать единое профилактическое пространство;
· обеспечивать качество организации и содержания профилактической работы;
· внедрять новые формы и технологии организации профилактической работы;
· осуществлять мониторинг эффективности деятельности образовательного учреждения по профилактике рискованного поведения несовершеннолетних.
Категория участников: специалисты ОУ вновь назначенные на должность, ответственного за организацию профилактической работы в школе.
Таблица 1 - План-график проведения мероприятий
№ п/п |
Название мероприятия |
Сроки проведения |
1 |
2 |
3 |
1 |
Семинар-практикум «Организация профилактической деятельности в образовательном учреждении на основе модели позитивной профилактики» | |
2 |
Интерактивное занятие «Особенности организации работы с детьми и подростками по профилактике рискованных видов поведения несовершеннолетних» | |
3 |
Интерактивное занятие «Особенности организации работы с семьей по профилактике рискованных видов поведения несовершеннолетних» | |
4 |
Интерактивное занятие «Особенности организации работы с педагогами по профилактике рискованных видов поведения несовершеннолетних» | |
5 |
Семинар-практикум «Особенности организации и проведения мониторинга эффективности профилактической деятельности образовательного учреждения» | |
6 |
Семинар-практикум «Анализ организационных и методических условий образовательного учреждения для организации эффективной профилактической деятельности на основе модели позитивной профилактики» | |
7 |
Круглый стол «Презентация опыта организации комплексных профилактических мероприятий в ОУ» |
Речевое
общение и условия его формирования в школе для слабослышащих учащихся
Речевое общение (коммуникация) представляет собой особый вид деятельности, цель которой - обмен мыслями, установление взаимопонимания. При речевом общении люди передают разнообразную информацию (сообщают определенные сведения), запрашивают информацию, побуждают друг друга к действию, выражают свое ...
Социально-педагогический потенциал детского досуга
Лето – это период, наиболее благоприятный для интенсивного обмена между детьми духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами, тщательно оберегаемыми от внимания и возможного вмешательства взрослых. Лето – это встреча с настоящей, не загнанной за ограды, природой. Человек как часть п ...
Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся
Рассматриваемая функция в ряду других функций адаптивной школы занимает особое место в силу того, что сохранение физического, психического и нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся в адаптивной школ ...