Педагогическая значимость праздников и досугов

Развитие образования » Педагогическая значимость праздников и досугов

Страница 2

Сегодня же массовая практика дошкольных учреждений показывает примеры формального отношения педагогов к проведению развлечений. Дети не принимают участия в составлении праздничного сценария, а выступают послушными исполнителями того действия, которое предлагается им музыкальным руководителем и воспитателями. Так теряется стихия совместного действия.

При подготовке праздника все участники могут приобрести опыт разрешения спорных, конфликтных ситуаций на различных этапах проведения праздника - от написания последовательности представляемых действий до договора об исполнении различных ролей. Даже самые незначительные действия несут в себе глубинные ценностные установки во взаимоотношениях людей в обществе.

Так, в обнимании друг друга в начале праздника символизировано прощение и объединение всех в едином устремлении к радостному событию в жизни. В процессе подготовки и проведения праздников на основе народного календаря осуществляется непосредственная связь ребёнка с окружающей жизнью, с духовным наследием народа.

Готовить праздник необходимо в совместном творчестве с детьми. Именно подготовка праздника способствует развитию познавательной активности детей, так как они учатся осмысливать вопросы о сущности предстоящего праздника, о логике его проведения, о тех играх, танцах, песнях, стихотворениях, которые могут быть исполнены. Общение педагога и детей организуется таким образом, чтобы ребёнок самостоятельно стремился ответить на эти вопросы, учился находить наилучшее решение в спорных ситуациях разногласия с другими детьми и т.п. Так он становится исследователем, философом, творцом.

Чувственно воспринятая ребёнком реальная действительность художественно-творчески отражается им в музыкальных импровизациях, рисунках, поделках. Объективная и художественная реальности оказываются жизненно взаимосвязанными, но реальный мир выступает генератором художественной символики и источником смыслообразования.

Радость узнавания в символе праздника реальных явлений включает механизмы памяти, ассоциативности, сопоставления, оценки и т.п. Взаимодействие искусства и действительности объединяет роли художников, драматургов, поэтов, которые берет на себя ребёнок в праздничном действии. Эти роли духовно удваивают мир средствами искусства в опоре на чувственный, предметный материал окружающего мира. Отсюда - особая важность умения обобщать и придавать художественно убедительную форму тем настроениям, переживаниям и состояниям, которые ребёнок стремится воплотить в исполняемой роли.

С решением этих задач связана проблема художественной мотивации, известная еще с античности. Мотивация отвечает на вопрос: «зачем», «исходя из чего», возникает то или иное внутреннее побуждение, совершается поступок? В празднике мотивацией совершаемых действий выступает удовольствие от самого действия, радость узнавания в символическом образе реальных явлений, а также художественное моделирование реальной мотивации.

Смысловое наполнение содержания художественного образа определяет его знаковый характер. Наличие знаков художественного образа предполагает существование единого для членов данного коллектива «алфавита знаков» и правил их сочетаемости. Такими знаками в празднике, посвященном дню рождения ребёнка, могут быть различные знаки приветствия (доброжелательное, безразличное, радостное и т.п.), благодарности (рукопожатие, доброжелательные слова и т.п.), выражения радости (улыбка, светящиеся глаза, открытые позы и т.п.).

Правила их сочетаемости заключаются в этикетных нормах последовательности слов, знаков и символов праздника. Преобладание формы над содержанием в общении на основе норм этикета является позитивным моментом. В этикетных ситуациях общение разыгрывается по определенному сценарию. Оно, казалось бы, не требует творческой инициативы личности, но позволяет с минимальными «затратами» достичь цель взаимодействия. Причём эта цель в этикетных ситуациях чаще всего бывает не прагматической, а демонстративной: показать уважение к партнеру, своё желание сотрудничать с ним, готовность пойти на уступки ради общего дела или удовольствия другого человека.

Но как бы велико не было значение формы поведения, его нравственный смысл обязательно присутствует, и он тем важнее, чем менее формализована ситуация. Именно в ситуации межличностного общения в коммуникацию вступают не исполнители социальных ролей, не носители социальных масок, а человеческие индивидуальности. В этом случае этикет становится средством выражения глубинного содержания: он выражает, демонстрирует систему ценностей личности, стержнем которой (системы) выступает отношение к человеку - к самому себе и другому.

Страницы: 1 2 3 4

Консультация для педагогов «Классификация подвижных игр»
Двигательные действия подвижных игр устанавливаются правилами. Подвижные игры могут быть индивидуальными, коллективными. Коллективным подвижным играм присущи: соревновательный элемент, взаимопомощь, взаимовыручка в интересах достижения цели игры. В практике используются два вида подвижных игр: Своб ...

Условия и задачи развития продуктивного мышления в учебной деятельности
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью учащихся седьмых классов средней школы нами было проведено исследование. Работа велась с октября 1995 по март 1996 гг. и предусматривала несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, ...

Диагностика результативного компонента правовой обученности
Слово «диагностика» имеет греческую этимологию (от «diug nostikos») и в буквальном смысле означает «все познанное», способность распознавать». Еще в период античности люди научились распознавать болезни по отдельным симптомам, проявлявшимся у человека (кашель, лихорадка, шум в легких .), на основе ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru