Педагогическая значимость праздников и досугов

Развитие образования » Педагогическая значимость праздников и досугов

Страница 2

Сегодня же массовая практика дошкольных учреждений показывает примеры формального отношения педагогов к проведению развлечений. Дети не принимают участия в составлении праздничного сценария, а выступают послушными исполнителями того действия, которое предлагается им музыкальным руководителем и воспитателями. Так теряется стихия совместного действия.

При подготовке праздника все участники могут приобрести опыт разрешения спорных, конфликтных ситуаций на различных этапах проведения праздника - от написания последовательности представляемых действий до договора об исполнении различных ролей. Даже самые незначительные действия несут в себе глубинные ценностные установки во взаимоотношениях людей в обществе.

Так, в обнимании друг друга в начале праздника символизировано прощение и объединение всех в едином устремлении к радостному событию в жизни. В процессе подготовки и проведения праздников на основе народного календаря осуществляется непосредственная связь ребёнка с окружающей жизнью, с духовным наследием народа.

Готовить праздник необходимо в совместном творчестве с детьми. Именно подготовка праздника способствует развитию познавательной активности детей, так как они учатся осмысливать вопросы о сущности предстоящего праздника, о логике его проведения, о тех играх, танцах, песнях, стихотворениях, которые могут быть исполнены. Общение педагога и детей организуется таким образом, чтобы ребёнок самостоятельно стремился ответить на эти вопросы, учился находить наилучшее решение в спорных ситуациях разногласия с другими детьми и т.п. Так он становится исследователем, философом, творцом.

Чувственно воспринятая ребёнком реальная действительность художественно-творчески отражается им в музыкальных импровизациях, рисунках, поделках. Объективная и художественная реальности оказываются жизненно взаимосвязанными, но реальный мир выступает генератором художественной символики и источником смыслообразования.

Радость узнавания в символе праздника реальных явлений включает механизмы памяти, ассоциативности, сопоставления, оценки и т.п. Взаимодействие искусства и действительности объединяет роли художников, драматургов, поэтов, которые берет на себя ребёнок в праздничном действии. Эти роли духовно удваивают мир средствами искусства в опоре на чувственный, предметный материал окружающего мира. Отсюда - особая важность умения обобщать и придавать художественно убедительную форму тем настроениям, переживаниям и состояниям, которые ребёнок стремится воплотить в исполняемой роли.

С решением этих задач связана проблема художественной мотивации, известная еще с античности. Мотивация отвечает на вопрос: «зачем», «исходя из чего», возникает то или иное внутреннее побуждение, совершается поступок? В празднике мотивацией совершаемых действий выступает удовольствие от самого действия, радость узнавания в символическом образе реальных явлений, а также художественное моделирование реальной мотивации.

Смысловое наполнение содержания художественного образа определяет его знаковый характер. Наличие знаков художественного образа предполагает существование единого для членов данного коллектива «алфавита знаков» и правил их сочетаемости. Такими знаками в празднике, посвященном дню рождения ребёнка, могут быть различные знаки приветствия (доброжелательное, безразличное, радостное и т.п.), благодарности (рукопожатие, доброжелательные слова и т.п.), выражения радости (улыбка, светящиеся глаза, открытые позы и т.п.).

Правила их сочетаемости заключаются в этикетных нормах последовательности слов, знаков и символов праздника. Преобладание формы над содержанием в общении на основе норм этикета является позитивным моментом. В этикетных ситуациях общение разыгрывается по определенному сценарию. Оно, казалось бы, не требует творческой инициативы личности, но позволяет с минимальными «затратами» достичь цель взаимодействия. Причём эта цель в этикетных ситуациях чаще всего бывает не прагматической, а демонстративной: показать уважение к партнеру, своё желание сотрудничать с ним, готовность пойти на уступки ради общего дела или удовольствия другого человека.

Но как бы велико не было значение формы поведения, его нравственный смысл обязательно присутствует, и он тем важнее, чем менее формализована ситуация. Именно в ситуации межличностного общения в коммуникацию вступают не исполнители социальных ролей, не носители социальных масок, а человеческие индивидуальности. В этом случае этикет становится средством выражения глубинного содержания: он выражает, демонстрирует систему ценностей личности, стержнем которой (системы) выступает отношение к человеку - к самому себе и другому.

Страницы: 1 2 3 4

Виды самоконтроля и их классификация
В психолого-педагогической литературе классификация самоконтроля проводится на основе разных признаков. По способам получения информации о протекании выполняемой операции все виды самоконтроля можно разделить на две группы: осуществляемые непосредственно при помощи органов чувств или непосредственн ...

Практическое осуществление полового воспитания
Для полового воспитания важное значение имеет определённая реакция взрослых на те или иные проявления сексуального развития ребёнка, на особенности его отношения к детям другого пола. Для этого необходимо твёрдо знать, что в этих отношениях правильно, а что – отклонение от нормы. Важно, чтобы взрос ...

Классические шкалы оценки знаний
Классическая теория тестирования (Clasical Test Theory — CTT) изначально создана для интерпретации диагностических процедур. Эта теория создавалась под чисто прикладные задачи, поэтому некоторые предположения, используемые в основаниях этой теории, необходимо прояснить, тем более что в литературе э ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru