Типы и виды контроля знаний

Страница 1

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

Внешний - осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося.

Взаимный – осуществляется учащимся над деятельностью товарища.

Самоконтроль – осуществляется учащимися над собственной деятельностью.

В практике обучения наиболее распространёнными являются предварительный, текущий, итоговый и тематические виды проверки. Они проводятся в форме устных и письменных работ, индивидуального и фронтального опроса.

Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить исходный уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и её корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс.

Другими важными задачами текущего контроля являются стимулирования регулярного, напряженной деятельностью; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Проведения текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым.

При организации текущего контроля необходимо добиться сознательного, а не формального, механического усвоения учащимися учебного материала. Он должен занимать небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закрепления полученной информации.

Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого ученика. В этом случае учащиеся перестают регулярно готовится к занятиям, а следовательно, систематически закреплять пройденный материал.

Тематический (периодический) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз за четверть. Примером тематического контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учётные и учётно-обобщающие уроки, зачёты по лабораторным работам. Этот контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретённых умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. Как уже было сказано, при этом виде контроля охватываются значительные по объёму разделы изученного материала и от учеников требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического контроля обобщается и усваивается целая тема, выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами.

Этот контроль проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателя.

Итоговая проверка и оценка знаний, навыков, умений учащихся проводится в конце каждой четверти и учебного года. Её цель – определить объём и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность. Итоги проверки служат основанием для оценки успеваемости учащихся, которая характеризует степень овладения учащимися знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями учебной программы.

Страницы: 1 2

Анализ проблемы в современной литературе
Перестройка методической работы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овладеть педагог – практик сегодня для повышения своего профессиональн ...

Использование уроков нетрадиционной формы для обучения лексике на среднем этапе обучения
Так говоря о нетрадиционных уроках, на наш взгляд, необходимо заострить внимание на принципы организации и проведения, периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Говоря об организации и проведения нестандартных уроков необходимо отметить, что в их основу положено несколько принципов: 1. ...

Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори
При описании своих педагогических опытов, наблюдений и открытий, «метода научной педагогики» Монтессори сформулировала оригинальные принципы воспитания и взгляды на развитие человеческой личности, составляющие неотъемлемую часть Монтессори-педагогической системы. Философские взгляды Марии Монтессор ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru