История Национального образования на Алтае в работах публицистов

Развитие образования » Национальные школы Сибири и введение в педагогику. Родной язык в педагогике Сибири » История Национального образования на Алтае в работах публицистов

Страница 1

История образования в Горном Алтае является составной частью региональной и отечественной педагогической науки. Исторический опыт обучения и воспитания в таком своеобразном по территории и народонаселению регионе интересен и специфичен, обусловлен прежде всего национальными и культурными особенностями коренного народа – алтайцев.

Обретение в 1991 г. Горно-Алтайской автономной областью государственного суверенитета, существование ее как самостоятельного субъекта Российской Федерации – Республики Алтай – обусловило принятие законов "О языках Республики Алтай" (1993 г.), "Об образовании в Республике Алтай" (1999 г.), "Концепции национальных школ Республики Алтай" (1992 г.), обозначивших основные направления и приоритеты последующего развития народного образования.

В "Концепции…" алтайская национальная школа рассматривается как система обучения и воспитания детей и молодежи на родном языке, в основе которой лежит принцип включения их в этнокультурную среду и приобщения к культуре других народов. "Конечная цель такой школы – способствовать становлению этнической личности как носителя и продолжателя культурно – духовных ценностей народа". Десятилетний опыт деятельности республиканских учреждений образования в рамках "Концепции…" показывает, что, наряду с имеющимися успехами, в силу объективных и субъективных причин ряд ее положений до сих пор остаются не реализованными и требуют корректировки. Например, еще не решены все вопросы организации обучения алтайских детей родному языку, обеспечения школ учебниками, пособиями и педагогическими кадрами; отмечается снижение статуса родного языка и степень владения им алтайскими детьми и молодежью. Полагаем, что современные проблемы функционирования школ Республики Алтай возникли не сегодня и не случайно.

В связи с этим важным аспектом развития национальных школ в Горном Алтае является изучение истории образования в Горном Алтае, и, в частности, изучение проблемы становления и развития алтайской национальной школы, что выступает отдельным звеном в научном осмыслении не только педагогического процесса, но и истории алтайского народа в целом. Актуальность темы подтверждает "Национальная доктрина образования в Российской Федерации" (2000 г.), определившая гармонизацию этнокультурных отношений, сохранение и поддержку национально – культурной самобытности народов России, их языков и культур основными целями и задачами отечественного образования ближайших лет.

Проведенный нами анализ литературных источников показал определенную изученность процессов развития системы национального образования и школ отдельных народов Российской Федерации. Вместе с тем мы констатируем отсутствие современных обобщающих трудов по истории алтайской национальной школы.

Первые публикации о создании и развитии школ у национальностей РСФСР появились в раннесоветский период. В трудах С.М. Диманштейна, Н.К. Крупской, В.И.Ленина, А.В. Луначарского раскрываются принципы национальной политики советской власти и декларированные ею права нерусского населения на образование.

Сведения о путях формирования школьной системы Горного Алтая мы находим в статьях и очерках общественно – политических деятелей 1920 – 1930-х гг. И.С.Алагызова, П.Я. Гордиенко, Г.И. Итыгина, Л.П. Мамета, П.К. Рубашкина, Г.К.Ульянова. Написанные по следам событий, они содержат обширный фактический материал, так как их авторы явились организаторами и участниками создания советской системы просвещения.

Сорокалетний путь развития национальных школ советской России подробно освещен в сборнике статей под редакцией Ф.Ф. Советкина. Издание знакомит нас с генезисом школ автономных республик и областей РСФСР, но алтайская национальная школа в нем не представлена отдельным исследованием и освещается в общем изложении истории народного образования Горного Алтая. Ценные данные о развитии нерусской школы страны имеются в вышедших в 1960 – 1980 – х гг. очерках по истории школы и педагогической мысли народов СССР известных историков отечественной педагогики М.Н. Колмаковой, Т.Д. Корнейчика, Ф.Ф. Королева, Н.П.Кузина, Ф.Г. Паначина, З.И. Равкина.

Проблемы истории национальной школы нашли отражение в публикациях 1990 – х гг. авторов В.К. Бацына, В.А. Владыкиной, Т.Ю. Красовицкой, М.Н. Кузьмина, А.М.Родина и других. Они раскрывают основные этапы истории школы, роль партии в национальной работе, опыт языкового строительства, подготовку педагогических кадров и пр. Отмечая большую значимость названных работ, необходимо сказать о недостаточном освещении в них проблем развития алтайской школы. Некоторые данные о школах Горного Алтая представлены в трудах сибирских исследователей В.А. Демидова, П.Н. Иванова, В.Л. Соскина, А.Ф. Эфирова, Н.С.Юрцовского, сборниках по истории школы Западной Сибири под редакцией Ф.Ф.Шамахова и П.П. Костенкова. Выявленные ими особенности эволюции региональной школы позволяют нам учитывать общие для национальностей края тенденции.

Страницы: 1 2

Роль, сущность и система дидактической игры
Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства. С.Т. Шацкий. Игра - это «дитя труда». Ребено ...

Особенности военно-патриотического воспитания молодежи
Каждый человек отличается большой любовью к своей Родине - государству трудящихся и выражают эту любовь в конкретных делах, направленных на укрепление ее славы и могущества. Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, пр ...

Условия и задачи развития продуктивного мышления в учебной деятельности
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью учащихся седьмых классов средней школы нами было проведено исследование. Работа велась с октября 1995 по март 1996 гг. и предусматривала несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru