При изучении проблемы исследования заслуживают большого внимания труды историков Горного Алтая. В частности, просветительская деятельность Алтайской духовной миссии рассмотрена В.Г. Бабиным, А.П. Беликовой, М.Ю. Ключниковой, Н.А. Майдуровой, Н.С. Модоровым, Г.П. Самаевым и другими учеными. История частных алтайских школ конца XIX в. исследована В.А. Муйтуевой. Среди исследований по вопросам школьной политики следует отметить монографию В.Г. Бабина, всесторонне изучившего обсуждение Государственной думой проблем образования в национальных регионах в дореволюционный период российской истории. Автор показал сложность принятия в начале прошлого века законопроектов по национальному вопросу с учетом политических требований различных партий и движений страны.
Советский период истории образования в Горном Алтае нашел освещение в статьях Н.В.Белоусовой, А.М. Варченко, П.Д. Войтика, Н.М. Екеевой, Н.Ф. Иванцовой, Е.П.Кандараковой, С.Я. Пахаева, Ф.А. Сатлаева; очерках Н.А. Витовцева и Н.Ф.Копытова. В.А. Андронкина и Ф.М. Тимофеева проследили деятельность общеобразовательной и профессиональной школы Горного Алтая периода социалистического культурного строительства.
Особое место среди региональных историко-педагогических исследований занимают труды А.П. Беликовой, раскрывшей основные тенденции развития содержания образования в школах Сибири 1920 – х гг. Из них мы извлекаем важную информацию об истоках просвещения и становления школьного дела у алтайцев. Методологическим руководством для нас являются статьи ученого о региональном подходе к выявлению особенностей развития школы и системы образования.
Большую значимость для нас имеет работа М.Ю. Ключниковой, где детально проанализирована история осуществления в Горном Алтае начального всеобуча, выявлена специфика учебно-воспитательного процесса школ XIX – начала XX вв. Историко-педагогические факты о развитии народного образования в изучаемом регионе мы находим в докторской диссертации С.П. Беловоловой по этнопедагогической культуре алтайцев. Многонациональной школе Алтая посвящено исследование С.Л. Борзенко, попытавшейся изучить процесс создания школы в 1920 – е гг. Диссертант выявила условия и тенденции становления школы у немцев, латышей, эстонцев и белорусов. Однако национальной школе для детей – алтайцев в этом труде отводится незначительное место.
Кроме названных исследований необходимо отметить работы Н.М. Боаги, М.М.Буруловой, В.В. Модоровой, Р.К. Санабасовой и Н.А. Содонокова, раскрывающие этнопедагогические основы обучения и воспитания алтайских учащихся в современной практике общеобразовательных школ Республики Алтай.
Определенный интерес для изучаемой темы представляют труды дореволюционных исследователей Горного Алтая В.И. Вербицкого, В.В. Радлова, С.П.Швецова, Н.М. Ядринцева, советских историков и этнографов Н.А. Баскакова, Л.П.Потапова, А.М. Сагалаева, Е.М. Тощаковой, Н.И. Шатиновой, литературоведов и лингвистов Н.М. Киндиковой, Н.Н. Суразаковой, Н.Б. Тайбориной, А.Т. Тыбыковой.
Таким образом, перечисленные выше работы свидетельствуют об имеющихся исследованиях по истории образования в Горном Алтае и развитию школ отдельных народов России. Однако знакомство с ними не воссоздает единой картины генезиса школы у алтайцев и показывает, что история алтайской национальной школы до сих пор не стала предметом специального и целостного изучения. Сложившиеся противоречия между необходимостью использования исторического опыта алтайской национальной школы в современных условиях и отсутствием целостного рассмотрения его специфики и научного осмысления определяют необходимость дальнейшего изучения данной проблемы, которая состоит в выяснении путей становления и развития алтайской школы, преодоления противоречия между декларированными концептуальными идеями и реалиями, определявшими развитие национальной школы, материальными, учебно-методическими и кадровыми возможностями осуществления этих идей в практике алтайского региона в изучаемый нами период.
Методологической основой изучения национального образования в Горном Алтае в трудах публицистов и журналистов является философское учение о социальной и исторической обусловленности характера деятельности школы и педагогической науки; о взаимосвязи общественного развития и образования; о диалектике общего, особенного и единичного. Исследования данного вопроса, как правило, базируются на основополагающих принципах историзма и объективности, позволяющих всесторонне, посредством анализа множества фактов познать исторические явления, получить истинное знание об объекте. В работе применены общеметодологический, аксиологический, цивилизационный, системный, культурологический, региональный подходы, взаимодействующие в рамках методологии истории образования и педагогической мысли (А.П. Беликова, М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, Г.Б.Корнетов, В.И. Матис, З.И. Равкин, Ф.Ф. Шамахов).
Половое воспитание, его содержание
Половое воспитание стало предметом исключительного внимания современных родителей, поскольку теперь уже никто не считает, что столь естественной и фундаментальной функцией, как половая, можно управлять, держа детей в темноте и неведении. Мы отлично понимаем, что страх и неосведомлённость могут прив ...
Социально-педагогические условия эффективности работы социального педагога
в летних оздоровительных лагерях
В предыдущей главе мы рассматривали особенности функционирования деятельности оздоровительных лагерей, социально-педагогический потенциал детского досуга. В настоящей главе мы рассмотрим социально-педагогические условия эффективности работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях, а т ...
Сущность понятия качества
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. ...