О сущности образования в «Школе жизни»

Страница 2

Как можно осмыслить понятие Образование? Воспитание, как процесс питания духовной оси, требует своих питательных ферментов. Естественно, для питания духовной оси нужны будут не обычные, скажем, биологические вещества, а именно духовные ферменты. Такими могут стать:

- образцы любви, красоты, устремленности, доброты, преданности, творчества, мужества, мастерства, созидания, сочувствия, сорадости, сопереживания, благоразумия, нравственности;

- знания, озаренные сердцем и духом;

- стремление к благу с помощью знаний, стремление к углублению в знаниях;

- знания в виде высших законов природы, Вселенной, веществ, Гармонии;

- высшие творения разных искусств;

- образы человеческих общений;

- образы добромыслия, ясномыслия, благомыслия, ответственности за свои мысли;

- образы словесности и речи;

- образы расширенного сознания, образы целенаправленной деятельности;

- образы, рожденные в процессе саморазвития, самопознания, самосовершенствования;

- образы материального и духовного плана; образы, рожденные мировоззрением и верой.

Трудно перечислить все возможные источники, которые рождают одухотворенные образы, тем более невозможно перечислить сами образы.

Образование потому и есть процесс образования, что он полностью пропитан возвышенными и утонченными образами, питающими душу и сердце ребенка. Образование не есть лепка человека с определенными качествами без участия самого человека, устремленного по пути развития, взросления и свободы. Образование есть процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами цивилизации. Образовательный процесс пропитан этими образами так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в ребенке, как необходим воздух для жизни того же ребенка.

Для полного понимания той сути понятия Образование, которую вкладывает в него теория гуманно-личностной педагогики, следует воспользоваться еще одним штрихом от понятия Просвещение. Это понятие тоже всецело принадлежит становлению духовной сферы человека, помогать человеку воспринимать (в-ос-принимать!) мир более широким спектром, радоваться и восхищаться (в-ос-хищаться!) явлениями жизни. Понятия Образование и Просвещение в нынешних условиях больше обслуживают номенклатурное содержание, указывая на административно-управленческую систему (министерство образования, министерство просвещения, система образования, система просвещения и т.д.). Однако своим глубоким смыслом они помогают раскрыть теорию гуманно-личностной педагогики, определить принципиальную направленность образовательного процесса, принципиальное содержание образования.

Образование есть более широкое и многогранное явление, чем Воспитание, Просвещение, Обучение, Учение. Хотя каждое из них может функционировать в большей или меньшей степени автономно друг от друга, тем не менее, все они по сути своей являются составными процесса образования (образовательного процесса). Внутри процесса образования содержание их как бы растворяется, автономия исчезает, и возникает качественно иное педагогическое явление.

С процессом образования может быть сопоставлен существующий в научной терминологии Педагогический процесс. Процесс образования и Педагогический процесс практически несут в себе одно и то же содержание. Однако безликость и абстрактность формулировки «Педагогический процесс» преодолевается формулировкой «Процесс образования», или же «Образовательный процесс».

Исходя из правил стилистики, в тексте данного Трактата наряду с превалирующим применением термина «Процесс образования» («Образовательный процесс») применяется в качестве эквивалента термин «Педагогический процесс».

Страницы: 1 2 3

Классификация уроков нетрадиционной формы для обучения лексике
Мы установили, что нестандартные уроки преследуют общую цель: поднять интерес обучаемых к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Для обучающихся это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных ...

Теоретические основы исследования личности учителя как фактора педагогической деятельности
В данной главе представлены теоретические сведения о портретной зарисовке, посвященной личности учителя, которые были положены в основу экспериментальной части работы. Изучение научной литературы, анализ текстов-образцов (опубликованных и взятых из реальной речевой практики) проводилось в связи с н ...

Технические средства обучения
Технические средства обучения (ТСО) - носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройства. Основные виды технических средств обучения: материалы и устройства для программированного обучения звуковые пособия: магнитофонные записи, грамзаписи, радио учебно ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru