Основные концепции правового образования

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Основные концепции правового образования

Страница 3

— ученики должны четко понимать, что изучение теории права осуществляется не для теории, а для использования полученных знаний на практике. Они в процессе обучения осознают нужность информации.

Именно в конце XX столетия развернулась активная работа по повышению квалификации и переподготовке педагогов для работы в системе правового образования. Большую роль в становлении правового отечественного образования сыграли правозащитнические организации, усилиями которых подготовлены интересные учебники и пособия, а также материалы для учителя. Особенностью данной концепции стало акцентирование внимания на изучение прав человека и формирование его правовой культуры. На протяжении многих лет не утихали споры о том, каким же должен быть правовой курс в школе. В странах Западной Европы и в США правовые курсы носят практико-ориентированный характер и основаны в целом на изучении национального законодательства. Один из американских учебников так и называется «Street Law» (посредством изучения именно уличного права, т. е. тех ситуаций, с которыми каждый из нас сталкивается на улице, и происходит осмысление права). Заметим однако, что американский правовой курс имеет уже немалую историю, ведь создавался он на протяжении 25 лет и 17 раз менялось его содержание. Все это показывает сложность становления правового образования. Коллеги из восточноевропейских стран изначально при создании курсов стали уделять большое внимание естественным правам человека (популярность приобрели сборники типа «Воспитание в духе прав человека»). Во многом заимствовав изначально накопленный и хорошо зарекомендовавший опыт правового обучения детей, российские правозащитники предложили свои системы правового обучения. Проанализировав проблемы общества, они пришли к выводу о том, что нежелание людей выполнять предписание закона связано с неверием в силу права. Последнее было обусловлено тем, что власть нарушала законы и не соблюдала права человека. Обществом стало править так называемое «теневое право» — совокупность антиправовых норм, вырабатываемых криминальными структурами, которые путем подкупов, обмана, насилия укрепляли свои позиции. Люди не знали способов защиты своих прав, а потому оказывались безропотными перед беззаконием и мирились с ситуацией. Специалисты пришли к выводу, что недостаточно просто познакомить учеников с законами и призвать повиноваться им. В правовом обучении необходимо создать такие условия, при которых ученики могли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон не цель, а средство для облегчения жизни. Опыт показал, что большинство людей, не нарушающих законы, никогда не слышали о них. Что же позволяло им не нарушать юридические правила поведения при ситуации полного незнания о них? Ответ очевиден: нравственные нормы и представления о социальной естественной справедливости людей. Понимая психологию детей, авторы констатировали, что для каждого ребенка близко и понятно понимание справедливости и этому учить не надо. Ученикам следует помочь осознать свои права и научиться их защищать. Для 5—8 (9) классов были разработаны программы и учебники правового характера, главная цель которых заключалась в том, чтобы воспитать учеников в духе прав человека. Следовало воспитать в человеке чувство собственного достоинства и уважения к достоинству других. Правовые курсы включили в себя информацию об основных правах и свободах человека, провозглашенных во Всеобщей Декларации прав человека, зафиксированных в Международном Пакте о гражданских и политических правах и Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также гарантированных Конституцией РФ. Важным принципом курса стала идея: «Не человек для государства, а государство для человека». В процессе такой системы правового образования стали затрагиваться вопросы формирования терпимости к индивидуальным, культурным и национальным различиям, умения жить в социуме. В рамках указанной концепции реализовался концентрический подход к изучению проблемы прав человека, основанный на рассмотрении права на разных уровнях правовой подготовки обучаемых. Особый акцент сделан на изучении таких тем, как «Человек. Естественные права человека», «Терпимость к различиям. Толерантность», «Основные права и свободы», «Права человека, общество и государство». Данный курс можно считать не совсем обычным. Его основная цель не добиться заучивания основных прав, а сделать так, чтобы обучаемые сами прочувствовали их идею, поняли, что права имеют непосредственное отношение к их жизни. Посредством такого подхода ученики осознавали свою ответственность за совершаемые поступки, учились уважать права других людей и пытались решать конфликты в повседневной жизни. Для реализации этой цели были выбраны методы работы, которые отвечали следующим требованиям:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Проблемы методики преподавания отдельных отраслей частного права
В условиях современной рыночной экономики изучение вопросов частного права приобретает особую актуальность. Рассматривая на уроках права юридические нормы гражданского, семейного и других областей частного права, учитель должен обратить внимание на прочное закрепление четких теоретических представл ...

Функции языка
Главные функции: Коммуникативная - орудие общения, обмена мыслями. Мыслеформирующая - как говорит Выготский Л.С. - мысль не просто выражается в слове но и совершается в слове. Познавательная Кроме этого можно выделить другие частные функции языка: - сохраняющая опыт поколений и передающая его следу ...

Планирование межпредметных связей
Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных план ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru