— обеспечить первое знакомство обучаемых с правом и ролью юристов в обществе, привив интерес к правовым явлениям;
— обеспечить практическое понимание права, которое может быть использовано учениками в их повседневной жизни, в том числе и после окончания школы;
— заложить основы понимания фундаментальных принципов и ценностей, таких как права человека, демократия, правовое государство, рыночная экономика и других, лежащих в основе Конституции, законов, правовой системы и общества в целом;
— способствовать воспитанию правовой культуры и становлению эффективной гражданской позиции, активного участия в развитии гражданского общества и правовой системы России;
— развить базовые навыки, включая критическое мышление, рефлексию, умение рассуждать, общаться, наблюдать, разрешать проблемы.
Особенностями данной концепции были выделены следующие: целостный подход (право как система должно изучаться целостно и систематически в соответствии со своей внутренней логикой; человек— целостное существо и воспринимает мир целостно: через мысли, переживания, действия, а потому его следует знакомить с правом целостно — через мир понятий, переживаний и практических действий; право — это открытая система и один из аспектов целостности мира, а потому понять право невозможно только через него самого, необходимо показать место права в обществе и мире, истоки права, зависимость его достоинств и недостатков от уровня развития общества); практическая направленность (обучаемые анализируют реальные случаи из жизни, получают практические советы, которые пригодятся им в дальнейшем; учитываются возрастные особенности школьников; происходит обучение практическим навыкам — разрешение проблем-конфликтов, составление юридических документов, общение с юристами и государственными органами, — а также другим навыкам, необходимым гражданам — не юристам в обычной жизни современного демократического общества с рыночной экономикой); учет современных тенденций в правопонимании и практике применения права (обучаемые получают большой блок информации о роли прав человека в современной системе права), представлен современный социологический подход к праву как к общественному явлению, а не только как к продукту государственной деятельности, разъяснены современные способы разрешения конфликтов (профилактика, переговоры, медиация, консилиация, третейский суд); учет психологии и интересов учащихся (переходный возраст (13—15 лет) предполагает все более активное включение учащегося в социум и повышающийся интерес к жизни общества; сложный правовой материал наиболее адекватно воспринимается через призму ролевых игр, тренингов, решений казусов и использование других активных методов); огромная роль методики преподавания права (если право преподается «авторитарными методами», то и школьник на уровне подсознания впитает авторитарный тип правопонимания, что найдет непременное отражение в его поступках. В этой связи минимум времени уделяется лекционным, монологическим занятиям, больший акцент сделан на применении правового материала и развитии творческого мышления).
Большинство правовых курсов, подготовленных для школы, изначально носили строго научный характер, а изучение правовых вопросов выстраивалось в системе научной логики. Среди специалистов появилось понятие «предметный подход» к изучению права, который объяснялся введением самостоятельного учебного курса по праву в учебный план школы.
Сущность гражданского воспитания
Прежде чем начать говорить о сущности гражданского воспитания следует остановиться на понятии самого процесса воспитания. Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Во ...
Специфика формирования культуры поведения у старших
дошкольников
Работа по моральному воспитанию дошкольников должна носить системный характер. Процесс воспитания культуры поведения для педагога должен стать системой целенаправленного решения конкретных педагогических задач, а для ребенка – возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. ...
Творческая деятельность школьников на уроках информатики. Развитие
творческой активности
В данном параграфе проведен анализ компонентов творческой деятельности учащихся на уроках информатики. Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не тол ...