Основные концепции правового образования

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Основные концепции правового образования

Страница 4

— позволяли ученикам переживать ситуации реализации своих прав и затруднений в пользовании правами;

— заставляли детей задуматься над проблемами взаимоотношений между собой, а также между гражданами и государством;

— позволяли сформулировать свое собственное мнение и свободно его высказывать;

— учили общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами отдельных людей в обществе. Такому подходу в области правового обучения и воспитания была адекватна антисхоластическая методика, не рассчитанная на механическое запоминание «неоспоримых истин» и четкое разделение мира на «черное» и «белое». Педагоги пытались показать обучаемым важность всестороннего рассмотрения явлений. В этой связи, изучение каждой темы курса начинается с анализа ситуаций, в ходе которых ученик самостоятельно приобретает новые знания, умения и вырабатывает свою точку зрения. Обучение школьников правам человека стало выстраиваться разновариантно, пронизывая различные школьные программы. Так появилась трехступенчатая система правового обучения: на первом этапе в начальной школе закладывались исходные представления о нормах человеческого поведения.

Осмысление права осуществлялось путем изучения себя, своей семьи, друзей. Дети учились уважать друг друга, ненасильственно разрешать любой конфликт. На втором этапе в средней школе обучаемые могли познакомиться с системой значимых общечеловеческих ценностей и установок правомерного поведения. Школьники получали сведения о конкретных нормах права. В старшей школе в процессе общественной деятельности ученики совершенствовали готовность и умения защищать свои права, изучая механизмы реализации и защиты прав человека. Здесь определяется гражданская позиция личности.

Важную роль в развитии отечественного правового образования сыграла концепция, ориентирующая обучаемых на выбор адекватной их способностям и желаниям профессии и выполняющая роль профессиональной пропедевтики в области правового образования. Специализированные курсы позволили познакомить старшеклассников с особенностями деятельности адвокатов, прокуроров, следователей, нотариусов, криминалистов, юрисконсультов, судей и других представителей юридической профессии.

Изучение права в системе экстерната привело к созданию специализированных юридических школ, где особый акцент сделан на самостоятельной работе обучаемых по познанию права. Получив соответствующий комплект книг, пособий и задания, ученик самостоятельно разбирается в сложных проблемах права и закрепляет получаемые знания путем решения специальных задач, имея возможность приходить на консультации к своему преподавателю. Последний обеспечивает системную подготовку обучаемых и контролирует степень усвоения материала через зачеты, экзамены, контрольные работы.

Попытки создать преемственность в изучении права в школе привели к появлению учебников и курсов в форме «Энциклопедии практического права» Сначала авторы предложили изучать в старших классах основные понятия о праве и юридической системе, а также некоторые вопросы конституционного права. Блок информации об уголовно-правовых и административных отношениях позволял раскрыть основные запреты поведения вторым. После его изучения школьники оказывались подготовленными к восприятию «высшей математики» права — гражданского права. Здесь начинается изучение основ правового регулирования рыночной экономики, даются основные понятия цивилистики, закладывается дальнейшая база для изучения частно-правовых отраслей (жилищного, трудового, семейного и др.). Основные задачи такого курса были сформулированы следующим образом:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Модель формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников
Преподавание иностранного языка в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обыча ...

Виды нарушения произношения свистящих звуков
Межзубный сигматизм. Наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука с свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же не­достаток распространяется ...

Сущность познавательного интереса в учебном процессе
Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, приобретению знаний, к науки. Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания: ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремится прони ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru