Диагностика результативного компонента правовой обученности

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Диагностика результативного компонента правовой обученности

Страница 3

7 группа заданий проверяет знания содержания элементов конкретных правовых норм, например, гипотезы или диспозиции.

Помимо заданий с одним правильным вариантом, в тестах могут использоваться и задания других типов, в частности задания с множественным выбором, т. е. такие задания, в которых среди предложенных вариантов есть несколько правильных ответов. Специалисты считают, что весьма эффективными, позволяющим проверить владение испытуемым специальной терминологией, являются задания на соотнесение правовых понятий и определений. Тестируемому предлагается два списка, и он должен восстановить соответствие между их отдельными частями. Предположим, школьнику предлагается такой список:

1. Виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

2. Совершение лицом двух и более преступлений, установленных приговором суда.

3. Психическая способность лица понимать (осознавать) фактическое содержание и общественную опасность совершаемого им деяния и руководствоваться таким осознанием.

4. Предусмотренные законом неблагоприятные последствия, наступающие для лица, совершившего преступление, по приговору суда.

5. Совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное им умышленное преступление.

6. Вид наказания, выраженный в денежном взыскании, которое назначается в пределах, установленных УК.

7. Психическое отношение преступника к своему противоправному поведению.

Необходимо соотнести эти определения с такими терминами:

а) Вина

б) Уголовная ответственность в) Рецидив

г) Штраф

д) Преступление е) Вменяемость

ж) Множественность преступлений

При изучении отраслей процессуального права можно рекомендовать использовать задания на определение хронологической последовательности (например, таким образом ученик указывает, как последовательно должны быть расположены стадии судебного разбирательства из тех, которые представлены в беспорядочном виде).

Практика показывает, что самым сложным видом заданий являются задания на нахождение противоречий в ряду перечисленных понятий или явлений. Вот пример такого задания:

«В каком ряду указаны явления, противоречащие друг другу?

а) форма государства, парламентская республика, законодательный представительный орган;

в) форма государственного устройства, федерация, двойное гражданство;

г) политический режим, тоталитаризм, многопартийность;

д) механизм государства, государственный орган, госслужащие.

В задании г) явления противоречат друг другу». Специалисты не рекомендуют «перенасыщать» тест или увлекаться излишним наполнением его разнотипными вопросами: следует ограничиваться 3—5 видами заданий. В таком случае ученик лучше адаптируется к испытанию, его результаты оказываются более объективными.

В процессе контроля знаний, умений и навыков обучаемых следует обращать внимание на следующие критерии:

1. Точность представленной информации.

2. Разнообразие фактов и примеров в ответах.

3. Умение анализировать правовую информацию.

4. Знание правовой терминологии, умение использовать правовые понятия в речи.

5. Умение работать в группе (необходимо понять, как обучаемый участвует в дискуссии, слушает других, выступает от имени группы, вовлекает других в общую работу).

Необходимо помнить, что модель обученности представляет собой совокупность знаний, умений и навыков в области различения, узнавания информации, ее запоминания, понимания, умения использовать при решении определенных заданий, а также переноса в нестандартную ситуацию. На этой основе и выстраиваются различные системы диагностики обученности тех, кто овладевает знаниями в области права для того, чтобы быть конкурентноспособным человеком в сложном современном мире.

Проверка знаний, умений обучаемых в области права должна осуществляться систематически. При оценке ответа ученика учитель может руководствоваться и традиционной системой проверки их знаний и умений, когда обращается внимание на:

— полноту и правильность ответа;

— степень осознанности и понимания изученного;

— речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится в том случае, когда ответ полностью правильный, ученик демонстрирует знания фактов, правовых норм, дает примеры по разъяснению теоретических положений, грамотно формулирует сущность понятий, умеет делать выводы и обобщения, высказывает самостоятельные суждения.

Оценка «4» ставится в том случае, когда при всей верности ответа есть некоторые неточности в изложении материала.

Оценка «3» ставится в том случае, когда в ответе обнаруживается недостаточно глубокое понимание проблемы, отсутствуют собственные оценки сказанного, проявляются умения лишь репродуктивно излагать материал.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вариативные модели адаптивной школы
Определение сущности адаптивной школы позволяет сделать вывод о том, что в реальной практике возможны любые модели ее построения на основе учета социокультурных и педагогических условий региона. Адаптивность школы в этом случае проявляется в ее способности устанавливать соответствие между спектром ...

Обработка результатов и рекомендации к организации профессиональнойподготовки будущих специалистов
Для исследования были использованы педагогическое наблюдение и анкетирование. Так, нами, была модифицирована анкета ТГУ (для студентов). Целью анкетирования стало: выявление отношения к качеству образовательной деятельности (на МИПФ), т.е. отношение студентов к качеству образования (удовлетвореннос ...

Источники воспитания и межнациональное общение в социальном пространстве
Динамика жизни и кардинальные социально-по­литические события в стране резко изменили националь­ный состав социального пространства, обострив межна­циональные взаимоотношения между людьми и тем самым поставив ребенка в поле социально-психологического напряжения. Обыденное житейское сознание, наполн ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru