Проблема развития мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии

Страница 2

Д. Берлайн [64] разработал сложную систему мотиваций, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична.

В теории мотивации И. Аткинсона и К. Берча [56], Аткинсон выделяет несколько языков мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий и математический. Основываясь на взглядах К. Левина и Э. Толмена, Аткинсон рассматривает поведение как, во-первых ожидание чего либо и, во-вторых, ценности, превращающиеся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и Берч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные). Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий [56].

В теории мотивации А. Маслоу [26] отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Таким образом, среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым [22] и С. Л. Рубинштейном [44] . Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность» [22].

Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель [14].

Под влиянием ведущей учебной деятельности у младших школьников складывается устойчивая система мотивов.

В 6-7 лет преобладают широкие социальные мотивы: стать взрослым, занять место школьника и т.д. Уже к концу первого класса этот мотив реализован, поэтому важно чтобы от 1 класса к 4 классу нарастали мотивы учения.

Младшему школьнику свойственно так же преобладание узко-личностных мотивов – одобрение окружающих, престижность. [13]

К 3 – 4 классу формируется мотивация достижения успеха. Для того чтобы реализовать этот мотив младшему школьнику необходимы следующие личностные качества:

Безграничное доверие взрослым (учителям), подчинение и подражание им. Дети полностью признают авторитет взрослого, безоговорочно принимают его оценки

Самооценка ребенка формируется под воздействием взрослых

Сознательная постановка целей и волевая регуляция

При достаточном внимании со стороны взрослых и стимулировании успехов ребенка, формируется мотив достижения успеха. Если взрослый мало поощряет за удачи и больше наказывает за неудачи, то формируется мотив избегания неудач [30].

Максимально благоприятный для младшего школьника является вариант личностного развития:

Сильная мотивация достижения успеха;

Низкая мотивация избегания неудач;

Всё большее место занимает мнение коллектива и сверстников, поэтому появляются общественно-значимые мотивы: не подвести класс, выиграть у других, показать что мы лучшие, умнее и т.д. в тоже время следует отметить особый рост интересов младших школьников.[55]

Страницы: 1 2 

Определение эмоций
Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта (Психология: Словарь, 1990). Каждая эмоция состоит из двух комп ...

Этапы становления технологического образования в России
Предпосылки, оказавшие влияние на формирование технологического образования в России. К середине XIX века в России стали складываться уровни технического образования, хотя первый опыт по созданию профессиональных учебных заведений можно отнести к эпохе Петра I. Как отмечает С.Ф. Егоров, Петр I знач ...

Обработка результатов и рекомендации к организации профессиональнойподготовки будущих специалистов
Для исследования были использованы педагогическое наблюдение и анкетирование. Так, нами, была модифицирована анкета ТГУ (для студентов). Целью анкетирования стало: выявление отношения к качеству образовательной деятельности (на МИПФ), т.е. отношение студентов к качеству образования (удовлетвореннос ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru