Проблема развития мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии

Страница 2

Д. Берлайн [64] разработал сложную систему мотиваций, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична.

В теории мотивации И. Аткинсона и К. Берча [56], Аткинсон выделяет несколько языков мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий и математический. Основываясь на взглядах К. Левина и Э. Толмена, Аткинсон рассматривает поведение как, во-первых ожидание чего либо и, во-вторых, ценности, превращающиеся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и Берч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные). Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий [56].

В теории мотивации А. Маслоу [26] отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Таким образом, среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым [22] и С. Л. Рубинштейном [44] . Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность» [22].

Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель [14].

Под влиянием ведущей учебной деятельности у младших школьников складывается устойчивая система мотивов.

В 6-7 лет преобладают широкие социальные мотивы: стать взрослым, занять место школьника и т.д. Уже к концу первого класса этот мотив реализован, поэтому важно чтобы от 1 класса к 4 классу нарастали мотивы учения.

Младшему школьнику свойственно так же преобладание узко-личностных мотивов – одобрение окружающих, престижность. [13]

К 3 – 4 классу формируется мотивация достижения успеха. Для того чтобы реализовать этот мотив младшему школьнику необходимы следующие личностные качества:

Безграничное доверие взрослым (учителям), подчинение и подражание им. Дети полностью признают авторитет взрослого, безоговорочно принимают его оценки

Самооценка ребенка формируется под воздействием взрослых

Сознательная постановка целей и волевая регуляция

При достаточном внимании со стороны взрослых и стимулировании успехов ребенка, формируется мотив достижения успеха. Если взрослый мало поощряет за удачи и больше наказывает за неудачи, то формируется мотив избегания неудач [30].

Максимально благоприятный для младшего школьника является вариант личностного развития:

Сильная мотивация достижения успеха;

Низкая мотивация избегания неудач;

Всё большее место занимает мнение коллектива и сверстников, поэтому появляются общественно-значимые мотивы: не подвести класс, выиграть у других, показать что мы лучшие, умнее и т.д. в тоже время следует отметить особый рост интересов младших школьников.[55]

Страницы: 1 2 

Проблема индивидуально-психологических особенностей личности
Проблема индивидуально-психологических особенностей личности является одной из важных в психологии. Значение и учет ее особенно важен в тех случаях, когда психология непосредственно обращается к жизни, к практике. К индивидуальным особенностям относятся особенности эмоциональной мыслительной личнос ...

Понятие творчества в рамках учебного процесса
Большинство психологов (Б.Г.Ананьев, Д.Б.Богоявленский, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Паламарчук, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов) считают, что творчество - это продукт мыслительной деятельности, причем резуль ...

Выявления уровня социальной нравственности
В комплексе данный тест предназначен для выявления уровня социальной нравственности, духовной и эмоциональной зрелости, социального интеллекта, и как следствие наличие потенциала как лидера в больших коллективах и группах людей. Диагностика социального педагога была организована как самостоятельная ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru