Д. Берлайн [64] разработал сложную систему мотиваций, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична.
В теории мотивации И. Аткинсона и К. Берча [56], Аткинсон выделяет несколько языков мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий и математический. Основываясь на взглядах К. Левина и Э. Толмена, Аткинсон рассматривает поведение как, во-первых ожидание чего либо и, во-вторых, ценности, превращающиеся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и Берч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные). Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий [56].
В теории мотивации А. Маслоу [26] отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.
Таким образом, среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.
Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым [22] и С. Л. Рубинштейном [44] . Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность» [22].
Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель [14].
Под влиянием ведущей учебной деятельности у младших школьников складывается устойчивая система мотивов.
В 6-7 лет преобладают широкие социальные мотивы: стать взрослым, занять место школьника и т.д. Уже к концу первого класса этот мотив реализован, поэтому важно чтобы от 1 класса к 4 классу нарастали мотивы учения.
Младшему школьнику свойственно так же преобладание узко-личностных мотивов – одобрение окружающих, престижность. [13]
К 3 – 4 классу формируется мотивация достижения успеха. Для того чтобы реализовать этот мотив младшему школьнику необходимы следующие личностные качества:
Безграничное доверие взрослым (учителям), подчинение и подражание им. Дети полностью признают авторитет взрослого, безоговорочно принимают его оценки
Самооценка ребенка формируется под воздействием взрослых
Сознательная постановка целей и волевая регуляция
При достаточном внимании со стороны взрослых и стимулировании успехов ребенка, формируется мотив достижения успеха. Если взрослый мало поощряет за удачи и больше наказывает за неудачи, то формируется мотив избегания неудач [30].
Максимально благоприятный для младшего школьника является вариант личностного развития:
Сильная мотивация достижения успеха;
Низкая мотивация избегания неудач;
Всё большее место занимает мнение коллектива и сверстников, поэтому появляются общественно-значимые мотивы: не подвести класс, выиграть у других, показать что мы лучшие, умнее и т.д. в тоже время следует отметить особый рост интересов младших школьников.[55]
Направления воспитывающей деятельности,
способствующие гармоничному развитию личности ребенка 7-10 лет
Исходя из реальных функций, возможностей школы самбо, можно обозначить направления воспитывающей деятельности: учебно-тренировочные занятия; психологическое сопровождение; социально-педагогическая поддержка; организационно-массовая работа. В современной жизни, как никогда ранее, физическая культура ...
Особенности элективных курсов по технологии
Особенностью профориентационных курсов является то, что они являются частью и первыми результатами большой программы по созданию учебно-методического комплекса для профессиональной ориентации учащихся. Отличительной чертой всех курсов является и то, что они знакомят учащихся с определенными, достат ...
Современный этап развития комплексной поддержки лиц с особыми потребностями
в западных странах
1. Основа социальной деятельности по комплексной поддержке лиц с особыми потребностями — современная законодательная база развитых западных стран. К ней относятся: ООН - перечисленные выше документы - Декларация прав ребенка, Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декла ...