Изучение уровня развития волевых качеств у младших школьников

Страница 1

Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах , но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах.

Для формирования учебной деятельности большое значение имеет развитие воли, а воля также развивается в деятельности (трудовой, учебной, игровой и др.)

Такое взаимообусловленное воздействие ещё раз подтверждает, насколько важно исследование данной проблемы.

Опытно-практическая работа включала в себя три этапа:

- констатирующий, на котором мы ставили целью выявить исходный уровень развития волевых качеств у младших школьников.

- формирующий, предполагающий осуществление практической деятельности по развитию воли у младших школьников во внеурочной деятельности.

- контрольный, позволяющий определить эффективность работы, проделанной на государственной педагогической практике.

При определении критериев уровня развития волевых качеств мы намерены исходить из следующих положений:

- уровень развития волевых качеств характеризуется:

▪ знаниями (понимание того, что значит быть волевым человеком, какие качества считаются волевыми);

▪ отношением к этим знаниям (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему её ценностных ориентаций и установок);

▪ поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных ситуациях);

- в жизни человека его знания, отношения и поступки связаны между собой, образуют единство, которое выражается в некоторых личностных качествах (коллективизм, добросовестность, самокритика, решительность, чувство долга, дисциплинированность, организованность, смелость и др.);

- наличие у учащихся этих качеств можно считать показателем развитой воли человека.

Уровень развития воли у младших школьников можно установить, изучив их представления (знания) о соответствующих волевых качествах, отношении ребёнка к ним, а также устойчивость и силу проявлений этих качеств в конкретной деятельности.

Соответственно этому могут выделяться следующие уровни развития волевых качеств:

1 уровень низкий: Несколько расплывчатое представление о волевых качествах. Ребёнок не старается приложить волевые усилия при выполнении задания. Делает то, что легче и интереснее, даже если это может навредить ему. К обязанностям нередко относится халатно, не проявляет к ним ни интереса, ни желания их выполнять. Имеет место проявление эгоизма.

2 уровень средний: Знание волевых качеств, но эти качества не стали чертами личности, отношение к ним либо отрицательное, либо неопределённое (неустойчивое). Если сталкивается с трудностями, препятствиями, то начинает действовать, чтобы преодолеть их. Но при любом удобном случае готов пойти обходным, более лёгким путём. Не переусердствует при выполнении поручений, но данное слово сдержит. По своей воле лишние обязанности на себя не возьмёт. Неприятную работу постарается выполнить, но только после уговоров или попыток отказаться от неё. Недостаточно устойчивое проявление волевых качеств в деятельности, в поведении.

3 уровень высокий: чёткое и правильное представление о волевых качествах, активно-положительное отношение к ним со стороны личности. Устойчивое проявление в деятельности и поведении хорошо развитых волевых качеств. Готов к выполнению любых поручений. Не боится трудностей, в преодолении их старается идти до конца. Не бросает дело, если возникают непредвиденные обстоятельства, старается найти выход.

Страницы: 1 2 3 4

Основные тенденции развития алтайской национальной школы в 1946-1958 гг
Летом 1945 г. огромными усилиями педагогов и общественности был организован учет детей школьного возраста, сбор частных пожертвований и отчислений от заработной платы в областной фонд начального всеобуча. В 1946 – 1947 уч. г. Совет Министров и Министерство просвещения РСФСР на обеспечение общедосту ...

Методические рекомендации по формированию межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников
гражданский воспитание межкультурный коммуникация Гражданское воспитание подростков, основанное на формировании межкультурной коммуникации, представляет собой открытую систему воспитания, направленную на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности как системообразующей ее внутреннего мир ...

Теоретические основы исследования личности учителя как фактора педагогической деятельности
В данной главе представлены теоретические сведения о портретной зарисовке, посвященной личности учителя, которые были положены в основу экспериментальной части работы. Изучение научной литературы, анализ текстов-образцов (опубликованных и взятых из реальной речевой практики) проводилось в связи с н ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru