Модель формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников

Развитие образования » Формирование межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников » Модель формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников

Страница 2

Одной из задач современной педагогической науки является поиск средств формирования гражданской компетентности школьников.

Гражданская компетентность личности – это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе, применить свои знания и умения на практике. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей, определяющих гражданское самосознание. В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание учащихся на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа России, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.

Хотелось бы отметить, что эффективность процесса формирования гражданской компетентности у обучаемых зависит не от содержания учебной дисциплины, а от правильности подбора методов обучения и воспитания. К таким методам, возможно, отнести убеждение и разъяснение, положительный пример (демонстрация положительной модели поведения), проблемные ситуации и ситуации достижения успеха, анализ конфликтов, моделей, стилей поведения и принятия решений, демократический диалог и состязательность, ролевые игры, проектную деятельность. Так, в основу проектной деятельности положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Проектный метод способствует активизации всех сфер личности школьника - его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Все это успешно применяется в практической деятельности.

Безусловно, в процессе формирования гражданской компетентности крайне важно использовать метод беседы. Беседа о гражданственности – это разговор коллектива идейных единомышленников. Главная цель беседы – вызвать у детей влечение, которое нужно превратить в стремление и подвести к мыслям, что главное в жизни – оставить после себя след на земле – извечная мечта настоящего человека. Формирование гражданской компетенции является одним из направлений гражданского воспитания.

Гражданское воспитание в общеобразовательной школе проходит через все три ступени.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является уважение к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идёт обогащение сознания и мышления, учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.

На третьей ступени (средняя (полная) школа) углубляются знания в процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально - политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Несомненным достижением в области обучения иностранным языкам в нашей стране является закрепление в Государственном стандарте общего образования раннего начала изучения иностранного языка – со II класса начальной школы, а также одной из целей обучения иностранным языкам в начальной школе – формирование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Социокультурное образование учащихся средствами иностранного языка закладывает основы для:

Использования позитивного опыта изучения стран осваиваемого языка при последующем самостоятельном изучении других языков и соответственно других культурных сообществ

Дальнейшего развития социокультурной компетентности в рамках избранного профиля обучения в старшей школе

Современная антропоцентрическая лингвистика рассматривает социокультурную компетентность как феноменальную категорию, отражающую нормативные знания семантики языковых единиц разных уровней, овладение механизмами построения и перефразирования высказывания, умение порождать дискурс (рассуждение) любой протяженности сообразно культурно-речевой ситуации, включающей параметры адресата, места, времени и условий общения, умение реализовать в иноязычной речи различия между родным и иностранным языком, осуществлять сознательный и автоматический перенос языковых средств из одного вида речевой деятельности в другой, из одной ситуации в другую.

Страницы: 1 2 3

Музейная педагогика как научная дисциплина
Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный статус. Музейно-специфи ...

Учебная программа курса химии для VIII класса
В основе разработанной нами учебной программы курса химии для VIII класса лежат два принципа: - обеспечение обязательного развития учащихся; - соответствие стандарту среднего химического образования. Курс рассчитан на 68 ч (2 часа в неделю). В программе заложен дедуктивный подход к изучению химичес ...

Воображение как фактор системы музыкального восприятия
В исполнительской и педагогической практике уже давно установилось представление о музыкальности как главном свойстве специфической одаренности. Выступая как доминирующее свойство личности, музыкальность существенно влияет на поведение, интересы, склонности – все стороны психической деятельности ин ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru