Обобщающий урок физики - это целостная система, состав и структура компонентов которой отличаются от всех других видов и типов уроков. Во-первых, целью обобщающего урока является обобщение знаний учащихся. На таком уроке элементы знания определенной темы или раздела курса физики должны быть представлены в виде логически замкнутой, целостной системы. Обобщение и систематизация физического знания одновременно способствуют осознанию учащимися методологических знаний, пониманию логики процесса познания. В этом состоит вторая существенная особенность обобщающего урока. Третьей особенностью является углубление приобретенных ранее знаний. Таким образом, идея структурирования элементов физического знания является основной методологической идеей разработки содержания обобщающего урока физики (9).
Обобщение знаний учащихся проводят как систематически, при изучении материала, так и на специальных занятиях. Можно выделить два направления обобщения знаний: систематизация фундаментальных знаний и систематизация прикладных знаний (13).
Обобщение фундаментальных знаний можно осуществить на разных уровнях и на основе различных стержневых идей. Например, проводят систематизацию знаний в соответствии с циклом теоретического познания, или со структурой физической теории, или с основными элементами физической картины мира. Уровень обобщения зависит от того, на каком этапе изучения курса его проводят.
Обобщающие занятия можно проводить в разных формах. Раньше их проводили в форме лекций. Однако, поскольку познавательная активность учащихся в этом случае не достаточно велика, более предпочтительными формами их проведения являются семинары и конференции. Эти формы предполагают большую самостоятельность учащихся, которые работают с литературой, готовят доклады или рефераты, выступают с докладами или сообщениями, участвуют в обсуждении вопросов.
Большое значение в решении задачи обобщения знаний школьников имеет проведение комплексных семинаров межпредметного характера (12). Такие семинары позволяют обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении других дисциплин, глубже осмыслить связи между различными явлениями.
Приведем пример урока по теме «Газовые законы» в 10-м классе с элементами обобщения и систематизации по учебнику Касьянова В.А. К уроку необходимо будет приготовить обобщающие таблицы и в приложение к ним графическое представление, по возможности в виде кодограмм или презентации на компьютере (11).
Таблица №4: «Газовые законы»
Газовые законы (изопроцессы)
|
№ п\п |
ХАРАКТЕРИСТИКИ СОСТОЯНИЯ Р, V, T, M, m |
НАЗВАНИЕ ПРОЦЕССА |
НАЗВАНИЕ ЗАКОНА |
ВИД УРАВНЕНИЯ |
|
1 |
P, V, T= Const |
ИЗОТЕРМИ-ЧЕСКИЙ |
БОЙЛЯ-МАРИОТТА |
P1 V1 = P2 V2 |
|
2 |
V, T, P=Const |
ИЗОБАРИ-ЧЕСКИЙ |
ГЕЙ-ЛЮССАКА |
V1 /V2 =T1 /T2 |
|
3 |
T, P, V=Const |
ИЗОХОРИ-ЧЕСКИЙ |
ШАРЛЯ |
P1 /P2 =T1 /T2 |
|
4 |
P, V, T, Q=0 |
АДИАБАТИ-ЧЕСКИЙ |
ПУАССОНА |
T1V1=T2V2 |
Графическое представление
1 |
|
Р
|
V
|
ИЗОТЕРМА | ||||||||||||
|
2 |
Р |
Р T |
V |
ИЗОБАРА | ||||||||||||
|
3 |
Р V |
Р T |
V V T |
ИЗОХОРА | ||||||||||||
Обоснование проблемного подхода, реально значимого для учащихся
Каким образом обосновать применение реального проблемного подхода в обучении географии? Здесь можно выдвинуть, по крайней мере, три причины. Во-первых, становится все более очевидным, что умение решать проблемы играет важнейшую роль в жизни граждан любой национальности, будь то высокоразвитые или р ...
Обучение студентов организации самообразовательной деятельности школьников
В решении проблемы организации студентами самообразовательной деятельности школьников важно целостно изучить личность студента, рассмотреть его со всех сторон и во всех проявлениях; стимулировать студента на систематический поиск путей совершенствования методов самообразования; убедить студентов в ...
Влияние эмоций
на человека
Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. Опираясь на исследование Л.Е. Попова, можно привести пример влияния эмоций на учебно-познавательный процесс. Когда человек получает задачу, на которую нет готового ответа, происходит мобилизация р ...