Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим или воссоздающим.
Воображение, имеющее в своей основе создание образов со- ответствующих описанию, называют воссоздающим. При - чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний происходит воссоздание при помощи воображения того, что отображено в этих книгах, картах и рассказах.
Многие школьники пропускают или бегло просматривают в книгах описание природы, интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности. Фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помогает правильно увидеть их в действительности. Пространственное воображение, необходимое при изучении стереометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах.
Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями, ориентирующими на поиск путей удовлетворения потребностей.
Таким образом, рассмотрев понятие «воображение» и его основные виды мы можем сделать следующие выводы:
Воображение, фантазия и мышление являются высшими проявлениями человеческого интеллекта и, как следствие, основными средствами познания окружающего мира.
Развитие воображения вообще, и музыкального воображения в частности, является первостепенной и необходимой задачей учителя. От меры и глубины осознания ребенком музыки, поэзии, живописи других проявлений искусства, от степени использования аппарата воображения, зависит дальнейшее интеллектуальное и творческое развитие личности.
Развитие навыков владения воображением, фантазией, правильное и своевременное использование этих интеллектуальных процессов, приобретенное на соответствующих уроках в детском и школьном возрасте, позволит человеку в дальнейшей «взрослой» деятельности творить и создавать, сочинять и строить, в общем максимально использовать данные нам природой ресурсы. -
Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в структуре. Если у ребёнка, подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком интеллектуальном ур овне развития личности.
Характеристика жанров сочинений и изложений
Сочинения как устные (то есть рассказы), так и письменные различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку. Жанры школьных сочинений требуют разграничения простейших жанров. Текстовые упражнения делятся, согласно методической традиции, н ...
Физиологические основы развития мелкой моторики рук
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психичес ...
Условия развития речи
Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха является многоплановым процессом. И в дошкольном учреждении, и в семье должны быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное ее использование в условиях об ...