Понятие о воображении, его основных видах и процессах

Страница 3

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим или воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов со- ответствующих описанию, называют воссоздающим. При - чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний происходит воссоздание при помощи воображения того, что отображено в этих книгах, картах и рассказах.

Многие школьники пропускают или бегло просматривают в книгах описание природы, интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности. Фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помогает правильно увидеть их в действительности. Пространственное воображение, необходимое при изучении стереометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями, ориентирующими на поиск путей удовлетворения потребностей.

Таким образом, рассмотрев понятие «воображение» и его основные виды мы можем сделать следующие выводы:

Воображение, фантазия и мышление являются высшими проявлениями человеческого интеллекта и, как следствие, основными средствами познания окружающего мира.

Развитие воображения вообще, и музыкального воображения в частности, является первостепенной и необходимой задачей учителя. От меры и глубины осознания ребенком музыки, поэзии, живописи других проявлений искусства, от степени использования аппарата воображения, зависит дальнейшее интеллектуальное и творческое развитие личности.

Развитие навыков владения воображением, фантазией, правильное и своевременное использование этих интеллектуальных процессов, приобретенное на соответствующих уроках в детском и школьном возрасте, позволит человеку в дальнейшей «взрослой» деятельности творить и создавать, сочинять и строить, в общем максимально использовать данные нам природой ресурсы. -

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в структуре. Если у ребёнка, подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком интеллектуальном ур овне развития личности.

Страницы: 1 2 3 

Содержание технологического образования школьников
Программа учебного предмета - один из основных учебно-программных документов, определяющих содержание обучения учащихся. Перечень формируемых при изучении учебного предмета знаний и умений конкретизирован в ней в виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые вместе взятые составляют ее ...

Роль и место развития пространственного мышления на уроках черчения
На основе длительных теоретических и экспериментальных исследований для определения сформированности у учащихся пространственного представления, их полноты, осмысленности, действительности, научности, в качестве критерия оценки Н.Д. Мацько предлагает принять следующие умения: 1. Распознавать данный ...

Цели и задачи школьного курса информатики
Общие цели обучения информатике определяются с учетом особенностей информатики как науки, ее роли и места в системе наук, в жизни современного общества. Рассмотрим, как основные цели, характерные для школы в целом, могут быть отнесены к образованию школьников в области информатики. Образовательная ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru