Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим или воссоздающим.
Воображение, имеющее в своей основе создание образов со- ответствующих описанию, называют воссоздающим. При - чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний происходит воссоздание при помощи воображения того, что отображено в этих книгах, картах и рассказах.
Многие школьники пропускают или бегло просматривают в книгах описание природы, интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности. Фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помогает правильно увидеть их в действительности. Пространственное воображение, необходимое при изучении стереометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах.
Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями, ориентирующими на поиск путей удовлетворения потребностей.
Таким образом, рассмотрев понятие «воображение» и его основные виды мы можем сделать следующие выводы:
Воображение, фантазия и мышление являются высшими проявлениями человеческого интеллекта и, как следствие, основными средствами познания окружающего мира.
Развитие воображения вообще, и музыкального воображения в частности, является первостепенной и необходимой задачей учителя. От меры и глубины осознания ребенком музыки, поэзии, живописи других проявлений искусства, от степени использования аппарата воображения, зависит дальнейшее интеллектуальное и творческое развитие личности.
Развитие навыков владения воображением, фантазией, правильное и своевременное использование этих интеллектуальных процессов, приобретенное на соответствующих уроках в детском и школьном возрасте, позволит человеку в дальнейшей «взрослой» деятельности творить и создавать, сочинять и строить, в общем максимально использовать данные нам природой ресурсы. -
Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в структуре. Если у ребёнка, подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком интеллектуальном ур овне развития личности.
Специфика социально-педагогического управления в образовательном учреждении
Социальное управление в системе образования имеет ряд особенностей. Он осуществляется в сфере педагогического «производства» и носит педагогический характер, являясь социально-педагогическим управлением. Отвечая за состояние своего «участка» социального пространства в образовательном учреждении, со ...
Речевое
общение и условия его формирования в школе для слабослышащих учащихся
Речевое общение (коммуникация) представляет собой особый вид деятельности, цель которой - обмен мыслями, установление взаимопонимания. При речевом общении люди передают разнообразную информацию (сообщают определенные сведения), запрашивают информацию, побуждают друг друга к действию, выражают свое ...
Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности
Проблеме мотивов и мотивации посвящено большое количество монографий В.П. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Дж. Аткинсон, Г. Холл, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др На сегодняшний день отсутствует системный подход к рассмотрению процесса мотивации, взгляды на сущность мотив ...