Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Подробности купить газобетонные блоки в москве цена здесь.

Изучение проблемы развития творческого воображения у детей в процессе музыкальных занятий, очевидно, должно опираться на общепсихологические представления об этой проблеме. В этой связи отметим, что Е.И.Игнатьев характеризует воображение (т.е. продуктивный уровень сферы представлений), как «процесс неотступного думанья».

Выдающийся психолог С.Л.Рубинштейн утверждал, что «преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать – преображать».

Того же мнения придерживается и известный русский педагог К.Д.Ушинский: …»воображение отличается от восприятия новостью производимых им ассоциаций из тех представлений, которые сохранились памятью…, воображению принадлежит только новая комбинация этих элементов, сохранённых памятью».

Проблема развития воображения в процессе общения личности с музыкой не является новой. Являясь, как уже отмечалось, в известной мере проблемой психологической (Е.Н.Игнатьев, Р.С.Немов и другие), она издавна привлекала к себе внимание педагогов – музыкантов (Г.М. Цыпин, Р.Н. Гржибовская и другие). Тем не менее, в области общего музыкального образования нет специальных работ, посвящённых этой проблеме, что доказывает актуальность её рассмотрения, и обращения к изучению проблемы развития образного воображения младших школьников в процессе восприятия различных видов искусств на занятиях музыкой.

Исследования различных методов творческой деятельности позволяют рассматривать проблему развития творческого воображения у младших школьников, как способ наиболее оптимального решения вопроса художественного развития детей на уроках музыки в общеобразовательной школе. В данной работе мы пытались обобщить материал в общенаучном и частно–научном планах, определить, какие педагогические условия необходимы для организации этого процесса в условиях занятий с младшими школьниками.

Миссия учителя музыки заключается не в том, чтобы сводить проблемы музыкального воспитания и образования к формальной информации, а в том, чтобы средствами искусства учить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы в конечном итоге у них развивался не только интеллект, но и душа. Учитель (как детоводитель в первичном значении этого слова) должен ориентировать школьников в мире музыки, прививать им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, высоким поступкам. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские привычки и стать личными для каждого школьника. Учить применять знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в трудности реальной жизни, оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечества.

Целью работы является определение научно-теоретических основ развития воображения у младших школьников в процессе музыкальных занятий и определение педагогических условий организации уроков музыки, связанных с этой проблемой.

Объект исследования – содержание и формы музыкальных занятий с младшими школьниками.

Предмет исследования – педагогическое руководство процессом развития образного воображения младших школьников на уроках музыки.

Нами выдвинута гипотеза о том, что успешность формирования творческого воображения на уроках музыки у большинства детей начальных классов зависит от совокупности условий проблемного обучения, основанных на интеграции художественного материала трёх видов – музыки, изобразительного искусства, литературы.

Задачи исследования:

- выявить на основе анализа литературы по теме исследования характерные признаки понятия «творческого воображение» и определить эмпирические показатели уровней его сформированности у младших школьников;

- определить наиболее эффективные формы, методы и педагогические условия организации учебной деятельности на уроках музыки по активизации воображения у младших школьников;

разработать методические рекомендации по использованию эффективных форм и методов учебной работы, направленных на развитие у

школьников данного образования.

Методы исследования:

- теоретический анализ работ отечественных педагогов, психологов, искусствоведов и музыковедов по проблеме исследования;

- опытно – экспериментальная работа, наблюдение;

- анализ результатов практической деятельности и

творческих работ учащихся.

Методологической основой данной работы являются:

- выводы ученых из области общей, возрастной и художественной психологии (Игнатьев Е.И, Нёмов Р.С., Выготский Л.С., Медушевский В.В.,В.Петрушин В.И.) об активной роли субъекта в преобразовательной деятельности,), о роли эмоциональных переживаний в восприятии произведений искусства, о механизмах взаимовлияния искусства на человека;

- концепции Б.Асафьева, Н.Ветлугиной, Б.Яворского о закономерностях развития детского музыкального творчества;

- метод моделирования процесса творчества (Л. Школяр, И. Кадобнова, В.Усачёва);

- эмпирические наблюдения известных музыкантов исполнителей (Игумнов К.Н,.Гинзбург Г.Р,.Нейгауз Г.Г).

База исследования – Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Пойковский, Нефтеюганского района. Ханты Мансийского Автономного Округа.

Структура работы включает: введение, две главы («Теоретические проблемы развития творческого воображения в процессе музыкальных занятий на уроках музыки» и «Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения у младших школьников на уроках музыки»), заключение, библиографию.

Специфика проведения сочинений разных видов
сочинение изложение воспитательный начальный Согласно программе обучение сочинениям в начальной национальной школе предусматривается в III и IV классах. В III классе предусматривается умение писать сочинение в 40–50 слов описательного характера по данному учителем или коллективно составленному план ...

Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики
Советская педагогика определяла возможность и необходимость внешнего воздействия в формировании убеждений и ценностных ориентаций. В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадо ...

Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки
1. Подготовленность речи. Другой важный параметр в жанровой характеристике портретной зарисовки – особенности высказывания, как известно, портретная зарисовка в письменной форме – полностью подготовленный текст. Адресант тщательно продумывает содержание. Устный же текст может быть частично подготов ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru