Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Изучение проблемы развития творческого воображения у детей в процессе музыкальных занятий, очевидно, должно опираться на общепсихологические представления об этой проблеме. В этой связи отметим, что Е.И.Игнатьев характеризует воображение (т.е. продуктивный уровень сферы представлений), как «процесс неотступного думанья».

Выдающийся психолог С.Л.Рубинштейн утверждал, что «преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать – преображать».

Того же мнения придерживается и известный русский педагог К.Д.Ушинский: …»воображение отличается от восприятия новостью производимых им ассоциаций из тех представлений, которые сохранились памятью…, воображению принадлежит только новая комбинация этих элементов, сохранённых памятью».

Проблема развития воображения в процессе общения личности с музыкой не является новой. Являясь, как уже отмечалось, в известной мере проблемой психологической (Е.Н.Игнатьев, Р.С.Немов и другие), она издавна привлекала к себе внимание педагогов – музыкантов (Г.М. Цыпин, Р.Н. Гржибовская и другие). Тем не менее, в области общего музыкального образования нет специальных работ, посвящённых этой проблеме, что доказывает актуальность её рассмотрения, и обращения к изучению проблемы развития образного воображения младших школьников в процессе восприятия различных видов искусств на занятиях музыкой.

Исследования различных методов творческой деятельности позволяют рассматривать проблему развития творческого воображения у младших школьников, как способ наиболее оптимального решения вопроса художественного развития детей на уроках музыки в общеобразовательной школе. В данной работе мы пытались обобщить материал в общенаучном и частно–научном планах, определить, какие педагогические условия необходимы для организации этого процесса в условиях занятий с младшими школьниками.

Миссия учителя музыки заключается не в том, чтобы сводить проблемы музыкального воспитания и образования к формальной информации, а в том, чтобы средствами искусства учить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы в конечном итоге у них развивался не только интеллект, но и душа. Учитель (как детоводитель в первичном значении этого слова) должен ориентировать школьников в мире музыки, прививать им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, высоким поступкам. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские привычки и стать личными для каждого школьника. Учить применять знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в трудности реальной жизни, оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечества.

Целью работы является определение научно-теоретических основ развития воображения у младших школьников в процессе музыкальных занятий и определение педагогических условий организации уроков музыки, связанных с этой проблемой.

Объект исследования – содержание и формы музыкальных занятий с младшими школьниками.

Предмет исследования – педагогическое руководство процессом развития образного воображения младших школьников на уроках музыки.

Нами выдвинута гипотеза о том, что успешность формирования творческого воображения на уроках музыки у большинства детей начальных классов зависит от совокупности условий проблемного обучения, основанных на интеграции художественного материала трёх видов – музыки, изобразительного искусства, литературы.

Задачи исследования:

- выявить на основе анализа литературы по теме исследования характерные признаки понятия «творческого воображение» и определить эмпирические показатели уровней его сформированности у младших школьников;

- определить наиболее эффективные формы, методы и педагогические условия организации учебной деятельности на уроках музыки по активизации воображения у младших школьников;

разработать методические рекомендации по использованию эффективных форм и методов учебной работы, направленных на развитие у

школьников данного образования.

Методы исследования:

- теоретический анализ работ отечественных педагогов, психологов, искусствоведов и музыковедов по проблеме исследования;

- опытно – экспериментальная работа, наблюдение;

- анализ результатов практической деятельности и

творческих работ учащихся.

Методологической основой данной работы являются:

- выводы ученых из области общей, возрастной и художественной психологии (Игнатьев Е.И, Нёмов Р.С., Выготский Л.С., Медушевский В.В.,В.Петрушин В.И.) об активной роли субъекта в преобразовательной деятельности,), о роли эмоциональных переживаний в восприятии произведений искусства, о механизмах взаимовлияния искусства на человека;

- концепции Б.Асафьева, Н.Ветлугиной, Б.Яворского о закономерностях развития детского музыкального творчества;

- метод моделирования процесса творчества (Л. Школяр, И. Кадобнова, В.Усачёва);

- эмпирические наблюдения известных музыкантов исполнителей (Игумнов К.Н,.Гинзбург Г.Р,.Нейгауз Г.Г).

База исследования – Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Пойковский, Нефтеюганского района. Ханты Мансийского Автономного Округа.

Структура работы включает: введение, две главы («Теоретические проблемы развития творческого воображения в процессе музыкальных занятий на уроках музыки» и «Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения у младших школьников на уроках музыки»), заключение, библиографию.

Построение систематических курсов химии VIII класса для формирования понятия о химической реакции
Систематические курсы химии могут быть построены по-разному, в зависимости от того, какой системообразующий фактор положен в основу формирования курса (см. схему 2). Это может быть либо система понятий о веществе, либо система понятий о химической реакции. Чаще всего мы встречаем курсы, ориентирова ...

Формирование самоконтроля учащихся лесомеханического техникума на уроках производственного обучения
Целью второго этапа экспериментального исследования являлось формирование самоконтроля учащихся на уроках при изучении предмета «Слесарное дело» в учебных мастерских. Соответственно мы ставили следующие задачи: 1. На основе анализа педагогической и методической литературы разработать конспекты урок ...

Обучение студентов организации самообразовательной деятельности школьников
В решении проблемы организации студентами самообразовательной деятельности школьников важно целостно изучить личность студента, рассмотреть его со всех сторон и во всех проявлениях; стимулировать студента на систематический поиск путей совершенствования методов самообразования; убедить студентов в ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru