Понятие о воображении, его основных видах и процессах

Страница 1

Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении- ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда и поведения от инстинктов животных. Любой трудовой процесс - включает в себя воображение. Оно выступает, как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной и вообще творческой деятельности. Другими словами, для того чтобы кустарным способом сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить себе, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол, как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного, — одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым.

Первое и важнейшее назначение воображения, как психологического процесса заключается в том, что оно позволяет видеть- результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности на создание модели конечного или промежуточного продукта труда, что в конечном результате и способствует его предметному воплощению.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно -последнему, оно позволяет предвидеть будущее.

Что же общего между мышлением и фантазией и к чему сводятся различия между ними? Так же, как и мышление, воображение возникает с появлением проблемной ситуации, т.е. именно тогда- , когда необходимо отыскать новые решения. Как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. При этом, реальному процессу удовлетворения потребностей может пред- шествовать иллюзорное, воображаемое,- яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Однако опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в виде ярких представлений в конкретно-образной форме, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир.

Таким образом, в проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», ибо системы образов и понятий тесно связаны: выбор, например, способа действия, осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Причём, исходные данные задачи, к примеру, научной проблемы, известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления. И наоборот, другая картина наблюдается, когда проблем- ная ситуация отличается неопределенностью, тогда, исходные данные, с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения.

Страницы: 1 2 3

Особности учебных занятий по теории права и конституционному праву
Изучение теоретических аспектов права и вопросов конституционного права предусмотрено государственным стандартом знания для обучаемых системы общего образования. Знания данных областей права являются тем фундаментом, на базе которого выстраивается вся система других правовых знаний. Изучение теорет ...

Обоснование и выбор методик исследования
Процесс обучения в вузе предоставляет возможности для формирования профессиональной направленности студента, т.е. развития тех психических свойств и качеств, которые оказываются объектами социальных и профессиональных воздействий в данных условиях. К ним относят адекватный выбор профессиональных пр ...

Методические разработки уроков по изучению комнатных растений
Тема урока "Комнатные растения" Цель: познакомить учащихся со значением комнатных растений на примере тех растений, которые находятся в классной комнате Задачи: Образовательные: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений - ко ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru