Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении- ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда и поведения от инстинктов животных. Любой трудовой процесс - включает в себя воображение. Оно выступает, как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной и вообще творческой деятельности. Другими словами, для того чтобы кустарным способом сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить себе, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол, как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного, — одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым.
Первое и важнейшее назначение воображения, как психологического процесса заключается в том, что оно позволяет видеть- результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности на создание модели конечного или промежуточного продукта труда, что в конечном результате и способствует его предметному воплощению.
Воображение тесно связано с мышлением. Подобно -последнему, оно позволяет предвидеть будущее.
Что же общего между мышлением и фантазией и к чему сводятся различия между ними? Так же, как и мышление, воображение возникает с появлением проблемной ситуации, т.е. именно тогда- , когда необходимо отыскать новые решения. Как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. При этом, реальному процессу удовлетворения потребностей может пред- шествовать иллюзорное, воображаемое,- яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Однако опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в виде ярких представлений в конкретно-образной форме, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир.
Таким образом, в проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», ибо системы образов и понятий тесно связаны: выбор, например, способа действия, осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие.
Рассматривая сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Причём, исходные данные задачи, к примеру, научной проблемы, известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления. И наоборот, другая картина наблюдается, когда проблем- ная ситуация отличается неопределенностью, тогда, исходные данные, с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения.
Сущность воспитания
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-пре ...
Структура социально-педагогического управления в школе
Предполагаем, что для всех, изучающих науку управления и применяющих ее на практике, важно представлять себе сущность менеджмента не просто как набор методов и подходов к управлению, а как логически оправданную систему взаимосвязанных элементов, образующих структуру управленческой деятельности на п ...
План-конспект урока по теме «Модульное обучение на уроках русского языка»
Тема урока: «Язык газеты. Роль и структура заголовка. Заголовки периодических школьных изданий» Цель: закрепить знания об особенностях публицистического стиля речи, совершенстврвать умения анализировать структуру предложения на примере газетных заголовков, развивать умения прогнозировать содержание ...