Очень важно в данном контексте мнение Л.С. Майковской, которая рассматривает воображение по отношению к музыкальной деятельности. Так же, как и предыдущие исследователи, она считает, что воображению принадлежит важная роль и как в уже упомянутом выше художественно-коммуникативном процессе, так и в акте творчества. Причем, по ее мнению, в художественно-коммуникативном аспекте творческое воображение выполняет особые функции. Так воображение помогает представить модель художественного произведения слушателю, музыканту; способствует в реальном общении (между слушателем и исполнителем) осуществлению интуитивного поиска необходимых средств коммуникативного воздействия (на слушателя), кроме этого воображение стимулируя творческое самочувствие музыканта, приводит его в наиболее целесообразную эмоционально-эстетическую «форму».
Представление Л. Майковской о том, что: «В соответствующих условиях воображение, отличаясь сплавом «логического» и «художественного», заключает в себе такие эстетические признаки, как эмоциональность и образность», особенно важно в свете выделенной выше (Б. Теплов, А. Готсдинер) в составе музыкальности эмоциональной составляющей. По представлению другого исследователя психических процессов Е.П. Крупник, это легко объяснимо, если учесть, что образы воображения возникают, как установлено психологами, прежде всего на реальной эмоциональной основе, усиливая эмоциональный компонент в целостной структуре отношения индивида к музыкальному произведению. «Чувства человека, эмоциональные метаморфозы, совершающиеся в его психической сфере, и разного рода фантазии, образы воображения, рождающиеся в художественно-эстетическом сознании того же человека, – это не отдельные процессы, а один и тот же в своих генетических истоках и основаниях процесс». Иными словами, специфика художественного человека к искусству, к музыке как раз и заключается в том, что яркие сильные чувства опосредуются деятельностью фантазии и воображения, находя в них свое разрешение. Именно это понимание и давало основание Л.С. Выготскому называть эмоции искусства «умными эмоциями»: «вместо того, чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии».
Таким образом, своим представлением об эмоциональности, креативности, образности в концепции музыкального воображения многочисленные исследователи музыкальности существенно раздвигают границы ее количественного и качественного содержания. Именно музыкальное воображение, как одна из главных, ведущих функций музыкального восприятия и сознания, становится необходимым, фактором.
Производство извести как пример первоначального
изучения химического производства в VIII классе
На специальном уроке в VIII классе учитель даёт учащимся первоначальное представление о применении химии в производстве и знакомит их с элементами техники этого производства. Учитель начинает с характеристики продукта производства – с извести. Напоминает учащимся, что с известью они уже, знакомы, т ...
Специфика формирования культуры поведения у старших
дошкольников
Работа по моральному воспитанию дошкольников должна носить системный характер. Процесс воспитания культуры поведения для педагога должен стать системой целенаправленного решения конкретных педагогических задач, а для ребенка – возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. ...
Диагностика уровня сформированности культуры
поведения у старших дошкольников
Для диагностики нравственного развития можно использовать методики «Закончи историю», «Сюжетные картинки». Этот блок методик позволяет фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения у дошкольников. При проведении диагностики следует придерживаться ...