Воображение как фактор системы музыкального восприятия

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Воображение как фактор системы музыкального восприятия

Страница 2

Очень важно в данном контексте мнение Л.С. Майковской, которая рассматривает воображение по отношению к музыкальной деятельности. Так же, как и предыдущие исследователи, она считает, что воображению принадлежит важная роль и как в уже упомянутом выше художественно-коммуникативном процессе, так и в акте творчества. Причем, по ее мнению, в художественно-коммуникативном аспекте творческое воображение выполняет особые функции. Так воображение помогает представить модель художественного произведения слушателю, музыканту; способствует в реальном общении (между слушателем и исполнителем) осуществлению интуитивного поиска необходимых средств коммуникативного воздействия (на слушателя), кроме этого воображение стимулируя творческое самочувствие музыканта, приводит его в наиболее целесообразную эмоционально-эстетическую «форму».

Представление Л. Майковской о том, что: «В соответствующих условиях воображение, отличаясь сплавом «логического» и «художественного», заключает в себе такие эстетические признаки, как эмоциональность и образность», особенно важно в свете выделенной выше (Б. Теплов, А. Готсдинер) в составе музыкальности эмоциональной составляющей. По представлению другого исследователя психических процессов Е.П. Крупник, это легко объяснимо, если учесть, что образы воображения возникают, как установлено психологами, прежде всего на реальной эмоциональной основе, усиливая эмоциональный компонент в целостной структуре отношения индивида к музыкальному произведению. «Чувства человека, эмоциональные метаморфозы, совершающиеся в его психической сфере, и разного рода фантазии, образы воображения, рождающиеся в художественно-эстетическом сознании того же человека, – это не отдельные процессы, а один и тот же в своих генетических истоках и основаниях процесс». Иными словами, специфика художественного человека к искусству, к музыке как раз и заключается в том, что яркие сильные чувства опосредуются деятельностью фантазии и воображения, находя в них свое разрешение. Именно это понимание и давало основание Л.С. Выготскому называть эмоции искусства «умными эмоциями»: «вместо того, чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии».

Таким образом, своим представлением об эмоциональности, креативности, образности в концепции музыкального воображения многочисленные исследователи музыкальности существенно раздвигают границы ее количественного и качественного содержания. Именно музыкальное воображение, как одна из главных, ведущих функций музыкального восприятия и сознания, становится необходимым, фактором.

Страницы: 1 2 

Проблема оценки качества образования
Введение ЕГЭ является важным элементом формирующейся в нашей стране общероссийской системы оценки качества образования. Вместе с тем необходимо понимание того, что ЕГЭ не даёт исчерпывающей информации об уровне и качестве знаний выпускников школ. Поэтому должны получить развитие и другие формы оцен ...

Внеклассная работа. Из опыта работы в лагере «Эврика»
Последние шесть лет в нашей школе организуется лагерь для одаренных детей «Эврика». В первый год своего создания это была школьная организация, а начиная с 2003 года – это профильный районный лагерь. Основной состав ребят – это учащиеся 9–10 склонные к обучению физики и математике, химии и биологии ...

Формирование у школьников обобщенных умений
Деятельностный подход к организации учебного процесса позволяет не только успешно решить проблему эффективного усвоения знаний всеми учащимися, но и формировать у учащихся умение самостоятельно, осознанно, грамотно планировать свою деятельность при решении различных задач. Достигается это формирова ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru