Воображение как фактор системы музыкального восприятия

Развитие образования » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Воображение как фактор системы музыкального восприятия

Страница 2

Очень важно в данном контексте мнение Л.С. Майковской, которая рассматривает воображение по отношению к музыкальной деятельности. Так же, как и предыдущие исследователи, она считает, что воображению принадлежит важная роль и как в уже упомянутом выше художественно-коммуникативном процессе, так и в акте творчества. Причем, по ее мнению, в художественно-коммуникативном аспекте творческое воображение выполняет особые функции. Так воображение помогает представить модель художественного произведения слушателю, музыканту; способствует в реальном общении (между слушателем и исполнителем) осуществлению интуитивного поиска необходимых средств коммуникативного воздействия (на слушателя), кроме этого воображение стимулируя творческое самочувствие музыканта, приводит его в наиболее целесообразную эмоционально-эстетическую «форму».

Представление Л. Майковской о том, что: «В соответствующих условиях воображение, отличаясь сплавом «логического» и «художественного», заключает в себе такие эстетические признаки, как эмоциональность и образность», особенно важно в свете выделенной выше (Б. Теплов, А. Готсдинер) в составе музыкальности эмоциональной составляющей. По представлению другого исследователя психических процессов Е.П. Крупник, это легко объяснимо, если учесть, что образы воображения возникают, как установлено психологами, прежде всего на реальной эмоциональной основе, усиливая эмоциональный компонент в целостной структуре отношения индивида к музыкальному произведению. «Чувства человека, эмоциональные метаморфозы, совершающиеся в его психической сфере, и разного рода фантазии, образы воображения, рождающиеся в художественно-эстетическом сознании того же человека, – это не отдельные процессы, а один и тот же в своих генетических истоках и основаниях процесс». Иными словами, специфика художественного человека к искусству, к музыке как раз и заключается в том, что яркие сильные чувства опосредуются деятельностью фантазии и воображения, находя в них свое разрешение. Именно это понимание и давало основание Л.С. Выготскому называть эмоции искусства «умными эмоциями»: «вместо того, чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии».

Таким образом, своим представлением об эмоциональности, креативности, образности в концепции музыкального воображения многочисленные исследователи музыкальности существенно раздвигают границы ее количественного и качественного содержания. Именно музыкальное воображение, как одна из главных, ведущих функций музыкального восприятия и сознания, становится необходимым, фактором.

Страницы: 1 2 

Развитие содержания понятия «гражданское воспитание» в педагогике 21 в
В начале 20 в в западной педагогике проблема гражданского воспитания окончательно выделилась в самостоятельную воспитательную проблему, закрепился сам термин «гражданское воспитание». В Рейном, Ф Паульсеном, Г. Кершенштейнером разрабатывались концепции гражданского воспитания, в основе которых лежа ...

Из истории становления права как учебной дисциплины
Ценность познания окружающей действительности люди осознали еще в глубокой древности. Например, у египтян и шумеров особо чтили тех, кто умел писать и читать. Эти люди всегда занимали важные посты в государстве и считались носителями мудрости. Первыми учителями в общепринятом понимании этого слова ...

Условия развития воли младших школьников средствами подвижных игр
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно во ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru