Проблеме мотивов и мотивации посвящено большое количество монографий В.П. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Дж. Аткинсон, Г. Холл, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др На сегодняшний день отсутствует системный подход к рассмотрению процесса мотивации, взгляды на сущность мотива у психологов расходятся: за мотив принимают какой-то конкретный психологический феномен. Так, например, в одних работах мотив рассматривается как потребность (побудитель действий, деятельности человека), в других – мотив как цель, в третьих – мотив как устойчивые характеристики личности (характерно для западных психологов). В термин "мотивация" также разные авторы вкладывают свой смысл.
В своей работе мы придерживаемся определений А.К. Марковой, крупнейшего исследователя в области мотивационной сферы человека.
Мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению), а мотивация учения – это сложная сфера детерминации поведения школьника [3].
Что же может побудить ученика учиться - авторитет родителей, учителя, оценки, интерес к предмету, желание получить высшее образование, стремление расширить кругозор.
В начальном звене ученик слабо понимает, для чего он учится - чаще всего для родителей, учителя, ради оценки. Это создаёт трудности в научении осознанного овладения знаниями. Но с другой стороны, остаётся мощный стимул – оценка.
К окончанию начальной школы необходимо сформировать хотя бы в первом приближении учебно-познавательный мотив – интерес не только к новым знаниям, но к способам добывания новых знаний.
Младший школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией.
Учебная мотивация школьников младшего школьного возраста направлена не только на получение новых сведений, знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное на освоение способов самостоятельного добывания знаний. Такой путь развития познавательной активности возможен лишь в том случае, если интерес к учению становится смыслообразующим в жизни.
Благоприятными условиями перехода в среднее звено становится потребность во взрослости, общая активность, стремление осознать себя как личность, потребность в самовыражении, стремление к самостоятельности, самоутверждению.
В тоже время существуют и негативные стороны данного возраста – незрелость оценок себя и окружающих, конфликтность, внешнее безразличие к мнению учителя, отсутствие понимания связи учебных предметов с возможностями их использования в будущем.
Ребёнок часто оказывается в ситуации выбора между позицией “хорошего ученика” и позицией “хорошего товарища”. В начальной школе самооценка учителем формировалась на основе результатов учёбы, в среднем и старшем звене учитываются неучебные характеристики, качества, проявляющиеся в общении. Возрастает недовольство собой, возникает негативная самооценка, она распространяется и на учебную деятельность.
Возникает потребность в положительной активности со стороны взрослых.
Хорошо, если рядом окажется педагог, способный увидеть проблемы общения со сверстниками глазами подростка и при необходимости помочь.
Резервами становления мотивации в младшем школьном возрасте является интерес к совместным коллективным формам работы, интерес к использованию результатов работы в социально-значимых видах деятельности (творческий труд).
Задачи формирования мотивации определяются резервами в каждом возрасте, т. е., зоной ближайшего развития. Эти резервы не развиваются сами по себе, а мобилизуются только в ходе включения младших школьников в активные виды деятельности и социальных взаимоотношений.
Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы.
познавательные мотивы |
социальные мотивы |
· направленность на изучение материала по предмету · процесс познания · приёмы приобретения знаний · организация учебного труда · самообразование |
· направленность на общение с людьми · отношения с другими людьми · стремление занять определённое место среди сверстников · заслужить авторитет · осознавать анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия |
Народный фольклор как средство развития речи детей
Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Г. Арушанов, А. Н. Корнев , А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.) Считается, что п ...
Реализация программы формирования межкультурной коммуникации в системе
гражданского воспитания школьников
Анализ образовательной среды позволил выявить основные проблемы: не достаточно внимания уделяется школьному самоуправлению, то есть дети не вовлечены в деятельность школы. А участие детей и подростков в школьном самоуправлении имеет важное значение в деле гражданского воспитания подрастающего покол ...
Обработка и интерпретация
данных исследования
Согласно выполненным психодиагностическим исследованиям по методикам Дж. Холланда, ДДО Климова Е.А., методика изучения локус контроля, нами были статистически обработаны и получены следующие результаты. Методика Дж. Холланда. При изучении профессиональных предпочтений по данной методике в группе ис ...