Основные направления работы над предложением на уроках развития речи в школе для слабослышащих

Развитие образования » Методологический аспект овладения речью на уроках развития устной речи в коррекционной школе » Основные направления работы над предложением на уроках развития речи в школе для слабослышащих

Страница 2

Далее переходят к упражнению в придумывании детьми приказаний по предъявленному предмету или его изображению. Вариантом работы может быть упражнение с незаконченной фразой: Вова, положи карандаш . (ученик дополняет: .на стол). Приказания усложняются: Возьми альбом. Возьми картинку. Открой альбом и положи картинку в альбом. Вводятся приказания, связанные по смыслу с предшествующей им повествовательной фразой: Тетрадь лежит в шкафу.— Принеси тетрадь; В коридоре около окна стоит стул.— Под стулом лежит мел.- Принеси мел.

При овладении навыками построения поручений и приказаний широко используются игры. Одна из них, например, заключается в. том, что дети прячут несколько вещей согласно инструкциям учителя, а затем отдают такие же приказания друг другу. Вместе с побудительными фразами в такой игре могут быть использованы вопросительные и повествовательные.

Побудительные фразы составляются также по образцу с заменой в нем формы числа существительного и глагола, глаголь ной приставки.

Учащиеся выполняют задания на восполнение пропущенном в фразе слова, составляют предложения из слов, данных вразбивку.

Аналогично (с III класса) развиваются умения в построении приказаний в форме сложноподчиненных предложений: Возьми книгу, которая лежит на столе; Принеси полотенце, чтобы вытереть стакан. Здесь также используются схемы, незаконченные поручения, варьирование частей сложного предложения.

После усвоения структуры побудительного предложения определенной модели переходят к усвоению повествовательного предложения того же образца. Первоначально этот переход совершается при помощи картинок: Покажи картинку, где мальчик сидит.— Покажи картинку, где мальчик бежит.— У кого есть картинка "Девочка читает"? Повествовательные фразы записываются на плакатиках, которые дети по заданию учителя должны приложить к соответствующему рисунку. Затем они сами составляют аналогичные предложения по образцу, при помощи таблиц, восполняют пропущенные слова, придумывают названия к картинкам в форме повествовательных предложений, составляют их из опорных слов, по демонстрируемым действиям, из деформированной фразы.

По мере введения в речь вопросительных слов и предложений составление описательно-повествовательных фраз проводится с их помощью. Учащиеся также упражняются в распространении предложений и их перестройке по инструкции учителя.

Повествовательные фразы вводятся в речь также путем включения их в приказания сложного образца: Тетрадь лежит в шкафу.— Принеси тетрадь. Сообщающая часть приказания может быть более развернутой, состоять из нескольких повествовательных предложений, что способствует переходу к освоению связных монологических высказываний. Такие сообщающие части приказания впоследствии придумываются самими учащимися, что дает им дополнительную практику в составлении описательно-повествовательных фраз и установлении между ними логикой связи.

Овладение вопросительными предложениями представляет для слабослышащих известную трудность. Интонационные особенности этих предложений усваиваются учащимися по подражанию с максимальным привлечением слуховых возможностей. Чтобы в этих условиях в какой-то мере сохранить мотивированность вопроса (необходимость ответа на него), учитель использует фразы, которые содержат в себе структурные компоненты ответа: Пример: Миша, книга на парте? — Да, книга на парте.— Это пенал? — Нет, это коробка.

Страницы: 1 2 3

Роль дидактической игры в развитии внимания учащихся
Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной и коллективной. «Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форм ...

Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении
Во всем мире интерактивные доски используются в образовательной сфере, они могут применяться на любых уроках и при преподавании любых дисциплин. Интерактивная доска – это сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к повер ...

Направления воспитывающей деятельности, способствующие гармоничному развитию личности ребенка 7-10 лет
Исходя из реальных функций, возможностей школы самбо, можно обозначить направления воспитывающей деятельности: учебно-тренировочные занятия; психологическое сопровождение; социально-педагогическая поддержка; организационно-массовая работа. В современной жизни, как никогда ранее, физическая культура ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru