Основные направления работы над предложением на уроках развития речи в школе для слабослышащих

Развитие образования » Методологический аспект овладения речью на уроках развития устной речи в коррекционной школе » Основные направления работы над предложением на уроках развития речи в школе для слабослышащих

Страница 1

Усвоение лексики и овладение выражением смысловых отношений протекают в процессе развития связной речи, прежде всего в составе предложений различных функциональных типов и конструкций. Что касается первой характеристики, то имеются в виду различия предложений по цели (функции) высказывания: побудительные, повествовательные, вопросительные. Психологические (актуальность, мотивированность, способ соотнесенности с действительностью) и языковые (характер используемых лексико-грамматических средств, степень их сложности и разнообразия) особенности каждого из названных типов предложений обусловливают и методические различия в обучении слабослышащих детей пользоваться ими в речи. Строительство быстровозводимых зданий екатеринбург ural-construction.ru.

На начальном этапе обучения языку предпочтение отдается использованию побудительных предложений. Эти предложения относительно просты по конструкциям и единообразию используемых форм [3]. Содержание этих предложений достаточно просто может быть раскрыто в наглядной ситуации, так как в них выражается мысль о действии и его исполнителе, они органично включаются в процесс физической деятельности. Мотивированность побудительных высказываний легко раскрывается для учащихся в ходе выполнения действий по инструкции. Цель, содержание, результат побудительного высказывания, использованного в наглядной ситуации, осознаются детьми в единстве и обнаруживаются сразу же после его использования.

Побудительные высказывания — это предложения со всеми присущими этой основной единице общения признаками, поэтому овладение ими подготавливает учащихся к усвоению повествовательных и вопросительных предложений.

При работе над любым типом предложений учитель направляет учебную деятельность детей на усвоение схемы (модели) синтаксической конструкции, местонахождения главных и второстепенных членов (порядок слов), средств синтаксической связи (предлоги, союзы), интонации. Сначала учащиеся знакомятся с новой моделью предложения в пассивной речи, наблюдают за ее использованием в высказываниях учителя. На ознакомления конструкция должна быть воспринята и понята глобально как структурное смысловое целое, сам же процесс последующего конструирования имеет уже аналитические моменты, основывается на расчленении конструкции на определенные конструктивные элементы.

В упражнениях по построению предложений их образцы соотносятся с наглядными ситуациями. На основе наполнения образца (в разных вариантах) возможным лексическим материалом учащиеся создают новые предложения. Принцип аналогии, который действует в данном случае, позволяет переносить использование модели в новые, сходные коммуникативные условия.

Структурные разновидности предложений вводятся в речь таким образом, чтобы модели ранее усвоенных словосочетаний входили в качестве конструктивных элементов новых для детей синтаксических конструкций (например: Нина, рисуй.— Нина, рисуй мяч.— Нина, рисуй синий мяч. И т. д.).

Устная работа над предложением сочетается с записями, с использованием таблиц и схем. Упражнения сначала выполняются преимущественно на основе наглядных ситуаций, но по степенно в них включаются задания на составление предложений по опорному слову, из деформированной фразы и т. д.

После того как учащиеся научатся понимать побудительную фразу учителя определенной конструкции, они начинают упражняться в передаче поручений и приказаний друг другу, опираясь на таблицы:

Коля

Принеси

Положи

Возьми

надень

Пальто (куртку…)

Нина

Вова

Страницы: 1 2 3

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru