Формирование теоретических представлений об инвалидности как социальной проблеме

Развитие образования » Социально-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих ребенка-инвалида » Формирование теоретических представлений об инвалидности как социальной проблеме

Страница 1

Вероятно, с периода возникновения жизни на земле термин «инвалидность» во все времена вызывал отрицательные ассоциации. Многочисленные подтверждения этому факту мы находим в Библии, ведах, пуранах и других религиозных книгах, народных сказках, былинах: плохие люди и злодеи наделяются чертами уродства, а хорошие положительные герои отличаются здоровьем, силой и красотой. На экране и на сцене люди с ограниченными физическими возможностями предстают перед нами как безобразные, капризные, злобные, отвратительные, необщительные, убогие и жалкие. Например, Кащей хотя и бессмертный, но вид его явно не привлекателен и только обращение к магии позволяет установить человеческие контакты. Добро - в облике богатыря Ильи Муромца - побеждает коварного карлика Соловья-разбойника. К очевидным примерам относятся Джон Сильвер на деревянной ноге, капитан Хук с крюком вместо руки или Ричард III со своими костылями. Параллель между искалеченными телами и извращенными умами мы находим практически по всюду, в религиозных книгах, классических мифах и литературе. Так, греческий философ Платон в своей «Республике» поучал, что если мы хотим, чтобы граждане достойно вели себя, то следует позаботиться о том, чтобы в детстве их воспитывали и обучали лучшие люди. Инвалидность может быть наказанием за плохое поведение и злые помыслы или за то, что человек недостаточно добр. Как следствие такого мировоззрения в античной Спарте новорожденные младенцы подвергались специальному освидетельствованию и если в его результате обнаруживались отклонения от нормы, то эти младенцы ликвидировались.

Образ, создаваемый архетипами и средствами массовой информации, делает свое дело, активно формируя отрицательное отношение к инвалидам. Хотя на Руси с жалостью и милосердием относились к немощным и убогим - в честь одного из них даже воздвигли храм на Красной площади в Москве - в основе этого чувства все же лежала установка: «Да минует сия чаша меня!»; «От тюрьмы и сумы не зарекайся!» и т.п.

Если раньше в основе понимании инвалидности, нездоровья лежало принятие некой кары за неблагочестивые и небогоугодные поступки, то сегодня в массовое сознание все больше входит осознание того факта, что вина прежде всего лежит в технологических и экологических процессах, разрушающих саму среду обитания человека. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, около 10 % населения планеты относятся к категории людей, которых мы относим к инвалидам. Причем с дальнейшим развитием цивилизации инвалидность имеет устойчивую тенденцию к росту. Вместе с тем основной набор стереотипов, связанных с инвалидностью, базируется на понятиях: зло и страх, беспомощность, милосердие и благотворительность, медицинская модель, в рамках которой инвалидность понимается как отклонение от нормы, и система лечебных и реабилитационных мероприятиях предполагает сформировать трудоспособного и полноценного члена общества. Эти стереотипы свидетельствуют, что об инвалидах судят главным образом по их ограниченным возможностям и гораздо реже - личностным качествам. Хотя уже всемирную известность приобрел английский астрофизик Стивен Хокингс, который прикован к инвалидной коляске и общаться с миром может лишь при поддержки персонального ассистента. Гимнаст Дикуль после травмы позвоночника смог не только восстановить здоровье, но и разработать уникальную реабилитационную технологию. И перечень таких примеров можно продолжить, но возникает главный вопрос каким образом оказать людям с ограниченными возможностями квалифицированную помощь?

Страницы: 1 2

Область деятельности социального педагога
Профессия социального педагога отличается размытостью профессиональной сферы, которая не ограничивается профессионально-квалификационными требованиями. Поле профессиональной деятельности социального педагога огромно. От него требуется высокий профессионализм в социально-педагогических, юридических, ...

Классификация средств обучения
Классификация средств обучения (как и многое в педагогике) различна - в зависимости от положенного в основу признака: 1-я классификация (по общим свойствам) 1. По составу объектов: материальные (помещения, оборудование, инвентарь, приборы, мебель, инструменты, расписание занятий) и идеальные (знако ...

Социологические опросы
В нашей школе я проводила социологические опросы среди учащихся 4,5 и 7 классов. На основе данных опроса я сделала много выводов для себя. Некоторые из них я представлю в этом исследовании. Я попросила учащихся закончить предложение «Моя семья…», добавив к этому словосочетанию прилагательное, котор ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru