Методики изучения мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Развитие образования » Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Методики изучения мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Страница 1

Цель констатирующего этапа эксперимента

:

выявить уровень развития мелкой моторики рук

у детей старшего дошкольного возраста с

задержкой психического развития.

До начала обследования проводилось наблюдение за детьми, как в первой, так и во второй половине дня, во время занятий по продуктивной деятельности, на физкультурных занятиях, во время индивидуальной коррекционной работы по заданию дефектолога и логопеда, во время проведения дидактических игр и игровых упражнений, о время проведения режимных моментов с целью более полного анализа развития мелкой моторики рук у данных детей.

Детям коррекционной группы были предложены серии различных упражнений и заданий с целью выявления уровня сформированности развития тонких дифференцированных движений пальцев рук. Опираясь на теоретические основы формирования мелкой моторики рук, можно выделить следующие критерии нормального развития функции рук:

отсутствие сильно выраженных дефектов;

нормальное функционирование мышц верхних конечностей;

подвижность кистей рук.

Для определения уровня сформированности мелкой моторики рук были использованы диагностические методики Г.Г. Голубевой, И. Лопухиной, Л.Ф. Трохимчук. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, была определена критериальная база (см. схему №1), оценочные показатели уровня развития мелкой моторики рук и качественные характеристики (см. таблицу №1).

Таблица №1

Качественная характеристика и показатель уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

п/п

Уровень

развития

Качественная характеристика уровней

Показатель

уровня

1

Высокий

Ребёнок умеет точно передавать движения пальцев рук, быстрое и правильное находит позу; Свободно застёгивает и расстёгивает пуговицы, шнурует ботинки. Выполнение движений происходит произвольно, выполняет упражнения синхронно, умеет переключаться с одного движения на другое, изменять положение рук. Умеет управлять своими движениями, движения рук координированы. Умеет удерживать позу определённое количество времени.

I

2

Средний

Ребёнок не умеет точно передавать движения пальцев рук, находит позу с увеличением времени. Ребёнок с трудом переключается с одного движения на другое, не может одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы, движение неловкое, с помощью другой руки. Движения рук не координированы. Не удерживает позу определённое количество времени. Застёгивает и расстёгивает пуговицы, шнурует ботинки, используя помощь взрослого.

II

3

Низкий

Ребёнок не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается, не умеет переключаться с одного движения на другое.

Не умеет застёгивать и расстегивать пуговицы, не использует помощь взрослого.

III

Исследование ручной моторики проводилось при помощи специально разработанной для этой цели серии тестов. Для исследования развития ручной моторики были использованы диагностические методики Г.Г. Голубевой, И. Лопухиной, Л.Ф. Трохимчук. Они позволяли выяснить состояние отдельных составляющих сложных двигательных актов: силы и точности движений, их быстроты, координированности, возможности перехода от одного движения к другому - переключаемости движений, удержание позы.

Для общей ориентировки в состоянии ручной моторики использовались комплексные пробы. В этом случае ребенку предлагают совершить какое-либо, предметное, то есть направленное на определенный предмет, действие - застегнуть пуговицу, завязать бант, зашнуровать ботинки, намотать на клубок нитку и тому подобное. Все имеющиеся "изъяны" моторики рук, неловкость и некоординированность их движений при этом были хорошо видны.

Особое внимание уделялось оценке сформированности мелкой моторики: скоординированные движения пальцев, манипуляция с мелкими предметами, а также моторным навыкам в продуктивной деятельности. Здесь отмечались такие важные особенности, как умение делать мелкие точные движения при выполнении заданий или во время дидактических игр.

Изучение детей с задержкой психического развития проводилось психологическое обследование, составными частями которых являются моторная ловкость и праксис позы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возм ...

Современные проблемы и особенности профессиональной подготовки специалистов
Качество образования - это синтетический показатель, выражающий совокупное проявление многих факторов. Не затрагивая финансовых проблем, которые в деятельности вузов, вне всякого сомнения, на сегодняшний момент являются определяющими, хотелось бы обратить внимание на ряд диалектических противоречий ...

Формирование познавательных интересов на уроках чтения у младших школьников через произведения М. Пришвина
Все дети любят читать и слушать чтение. Но уроки чтения не являются для школьников любимыми. Ведь любимые для многих — трудная математика, русский язык с его упражнениями, для других — физкультура, рисование. Лишь несколько учеников в классе поставят на первое место уроки чтения. Причина: дети любя ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru