Методики изучения мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Развитие образования » Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Методики изучения мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Страница 1

Цель констатирующего этапа эксперимента

:

выявить уровень развития мелкой моторики рук

у детей старшего дошкольного возраста с

задержкой психического развития.

До начала обследования проводилось наблюдение за детьми, как в первой, так и во второй половине дня, во время занятий по продуктивной деятельности, на физкультурных занятиях, во время индивидуальной коррекционной работы по заданию дефектолога и логопеда, во время проведения дидактических игр и игровых упражнений, о время проведения режимных моментов с целью более полного анализа развития мелкой моторики рук у данных детей.

Детям коррекционной группы были предложены серии различных упражнений и заданий с целью выявления уровня сформированности развития тонких дифференцированных движений пальцев рук. Опираясь на теоретические основы формирования мелкой моторики рук, можно выделить следующие критерии нормального развития функции рук:

отсутствие сильно выраженных дефектов;

нормальное функционирование мышц верхних конечностей;

подвижность кистей рук.

Для определения уровня сформированности мелкой моторики рук были использованы диагностические методики Г.Г. Голубевой, И. Лопухиной, Л.Ф. Трохимчук. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, была определена критериальная база (см. схему №1), оценочные показатели уровня развития мелкой моторики рук и качественные характеристики (см. таблицу №1).

Таблица №1

Качественная характеристика и показатель уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

п/п

Уровень

развития

Качественная характеристика уровней

Показатель

уровня

1

Высокий

Ребёнок умеет точно передавать движения пальцев рук, быстрое и правильное находит позу; Свободно застёгивает и расстёгивает пуговицы, шнурует ботинки. Выполнение движений происходит произвольно, выполняет упражнения синхронно, умеет переключаться с одного движения на другое, изменять положение рук. Умеет управлять своими движениями, движения рук координированы. Умеет удерживать позу определённое количество времени.

I

2

Средний

Ребёнок не умеет точно передавать движения пальцев рук, находит позу с увеличением времени. Ребёнок с трудом переключается с одного движения на другое, не может одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы, движение неловкое, с помощью другой руки. Движения рук не координированы. Не удерживает позу определённое количество времени. Застёгивает и расстёгивает пуговицы, шнурует ботинки, используя помощь взрослого.

II

3

Низкий

Ребёнок не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается, не умеет переключаться с одного движения на другое.

Не умеет застёгивать и расстегивать пуговицы, не использует помощь взрослого.

III

Исследование ручной моторики проводилось при помощи специально разработанной для этой цели серии тестов. Для исследования развития ручной моторики были использованы диагностические методики Г.Г. Голубевой, И. Лопухиной, Л.Ф. Трохимчук. Они позволяли выяснить состояние отдельных составляющих сложных двигательных актов: силы и точности движений, их быстроты, координированности, возможности перехода от одного движения к другому - переключаемости движений, удержание позы.

Для общей ориентировки в состоянии ручной моторики использовались комплексные пробы. В этом случае ребенку предлагают совершить какое-либо, предметное, то есть направленное на определенный предмет, действие - застегнуть пуговицу, завязать бант, зашнуровать ботинки, намотать на клубок нитку и тому подобное. Все имеющиеся "изъяны" моторики рук, неловкость и некоординированность их движений при этом были хорошо видны.

Особое внимание уделялось оценке сформированности мелкой моторики: скоординированные движения пальцев, манипуляция с мелкими предметами, а также моторным навыкам в продуктивной деятельности. Здесь отмечались такие важные особенности, как умение делать мелкие точные движения при выполнении заданий или во время дидактических игр.

Изучение детей с задержкой психического развития проводилось психологическое обследование, составными частями которых являются моторная ловкость и праксис позы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Содержание технологического образования школьников в 10 классе по теме «Художественно прикладное творчество»
Анализ школьной программы по технологии в 10 классе. Раздел художественно прикладное творчество (20 часов). 1) Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология, 1-4 классы, 5-11 классы. / Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. – М.: - "Просвещение", 1995. ...

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития
Игра - это одна из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут ...

Методики правового обучения в практике работы школ
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Целесообразно их использовать при обучении праву в старших классах. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность школьников, которые высказывают свою точку зрения на проблему. Для проведения дискуссии необходимо сформулировать опре ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru