Распределение родительских ролей по уходу за детьми с ограниченными возможностями

Развитие образования » Социально-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих ребенка-инвалида » Распределение родительских ролей по уходу за детьми с ограниченными возможностями

Адаптация семей к ограниченным возможностям детей часто происходит за счет выполнения родителями традиционных семейных ролей. Исследование показывает, что отцы, как правило, имеют оплачиваемую занятость и исполняют роль кормильцев (97%), а матери - “домохозяек” (72,4%). Разделение занятости отцов и матерей имеет несколько объяснений. Первое - это гендерно обусловленное неравенство в оплате труда, второе – гендерные особенности человеческого капитала отцов и матерей. Поскольку женщина имеет больший опыт по воспитанию и обслуживанию детей и по ведению домашнего хозяйства, то ответственность за ребенка-инвалида закрепляется за матерью. Если к тому же учесть, что средняя заработная плата женщин ниже, чем мужчин, а “домашний потенциал” выше, то экономически рациональной стратегией семьи становится вариант, когда муж работает на условиях оплачиваемой занятости, а жена – в домашнем хозяйстве. Кроме того, большинство опрошенных женщин и мужчин считают, что труд женщин по уходу за детьми является незаменимым и “само собой разумеющимся”, тем более что этому способствует состояние современной социальной сферы.

Таким образом, экономическое неравенство и гендерная социализация поддерживают традиционную гендерную иерархию. Это наглядно подтверждают интервью матерей, вынужденных ухаживать за детьми с ограниченными возможностями. “Вот я посажу дома мужа. Я же столько денег не заработаю, сколько он может заработать! Ведь женская профессия намного меньше оплачивается, даже в престижных местах. Мужчина 20 тысяч получает, а женщина 5 тысяч. Есть разница? Есть. Я посадила бы мужа, если платили бы мне столько, сколько ему . Раньше не было такой сильной дележки. Я даже больше зарабатывала. А сейчас произошло такое деление. Семье выгодно, чтобы женщина дома сидела”. (Татьяна, 50 лет, прервала занятость, чтобы ухаживать за дочерью). “Я не могу представить такой ситуации, что кто-то за меня это будет делать. Кроме меня этого сделать некому. Если сиделка была бы, тогда, конечно. А я бы работала. Мне было бы это очень приятно. К сожалению, у нас нет этого. У нас это могут позволить себе только богатые. Они нанимают себе няню, медсестру, или сиделку. Я могла бы полдня работать. Могла бы”. (Людмила, 44 года, прервала занятость, занимается с ребенком по специальной коррекционной программе).

Поскольку уход за детьми с ограниченными возможностями является вынужденной мерой, адаптация семей с установкой на традиционные гендерные роли проходит травматично для родителей. Женщины, вынужденные отказываться от профессиональной самореализации и от участия в общественной жизни, чувствуют обреченность на однообразный и психологически тяжелый труд, ощущают себя ущемленными в средствах, рассчитывая только на зарплату мужей. Мужчинам же в кризисных экономических условиях трудно соответствовать роли “кормильца”.

Профильная подготовка, её значение в правильном выборе профессии
Практико-ориентационные курсы их значение в проф. самоопределении. Профильная подготовка помогает формированию личности. Нам помогают сориентироваться во многих сферах деятельности различные учебные заведения, например, Центр Образования № 1. Профильная подготовка, а именно курс «психология самопоз ...

Технология самооценки - «языковой портфель»
Одной из технологий личностно ориентированного обучения, пока еще не вошедшей широко в практику обучения русскому языку, является «Языковой портфель». В чем состоит данная технология и как она может быть использована в школе? «Языковой портфель» - это комплект документов и самостоятельных работ уче ...

Методика формирования словаря на занятии и вне занятия
Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач. Одна группа специфичных приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его и т. ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru