Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки

Развитие образования » Личность учителя глазами младшего школьника » Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки

Страница 1

1. Подготовленность речи.

Другой важный параметр в жанровой характеристике портретной зарисовки – особенности высказывания, как известно, портретная зарисовка в письменной форме – полностью подготовленный текст. Адресант тщательно продумывает содержание. Устный же текст может быть частично подготовленным или неподготовленным (то есть спонтанным).

2. По способу предъявления информации в тексте.

По данному параметру в тексте выделяются явные (эксплицитные) тексты и скрытые (имплицитные). Портретная зарисовка – полностью явный (эксплицитный) текст, так как информация раскрывается в самом высказывании. Портретная зарисовка может и скрыто воплощаться в других текстах.

3. Соотнесенность с другими речевыми жанрами.

Выделяют следующие жанры, в зависимости от их задачи:

- Информативные, связанные с передачей информации, сообщения.

- Оценочные, направленные на оценку, выражения отношения: нравиться - не нравиться.

- Инструктивные, предполагающие дать рекомендации и содержащие алгоритм.

- Этикетно-церемониальные (приветствие, похвала, благодарность и так далее)

По данному признаку портретная зарисовка является смешанным жанром – информативно-оценочным, где сообщается выражение отношения и передается информация о человеке.

В основу разработки формирующего эксперимента были положены исследования в области лингвистики, психологии, методики преподавания, риторики и т.д.

Лингвистической основой является представление о портретной зарисовке как определенной жанровой разновидности произведений.

Литературной основой стали:

а) литературоведческие понятия.

- характеристика,

- описание,

- композиция.

б) образцы портретных зарисовок.

Психологическую и педагогическую базу методики обучения составили сведения о возрастных особенностях младшего школьника.

В ходе проведения опытного обучения предстояло решить следующие задачи:

1) сформировать представление о портретной зарисовке.

2) сформировать оценочное отношение ребенка к личности учителя.

3) выработать практические умения по созданию сочинения с элементами портретной зарисовки.

Для того чтобы показать особенности эксперимента, мы остановимся на последовательности формирования умений.

Формирование умений проходило в 3 этапа:

1) На первом этапе актуализировались сведения о профессии учителя, личности учителя. Затем вводилось понятие «портретная зарисовка» и сведения об этом виде текстов (жанрообразующие признаки).

2) На следующем этапе закрепились знания и умения, связанные с созданием портретной зарисовки.

3) Третий этап носит творческий характер, так как здесь анализируем и создаём, проверяем как учащиеся научились создавать сочинения в жанре портретной зарисовки с учетом полученных знаний.

Для определения эффективности разработанной модели формирующего эксперимента и выявления уровня сформированности умений и навыков мы проанализировали все работы учащихся, полученные в результате выполнения итогового задания.

Было получено 23 сочинения учащихся на тему «Каким должен быть учитель?». Их анализ проводился по критериям, которые отобрались в соответствии с поставленными задачами экспериментальной работы.

Оценка сочинений производилась по следующим критериям:

- Соответствие созданных текстов теме сочинения.

- Наличие элементов портретной зарисовки.

Статистика результатов обучения.

Как следует из анализа работ, все сочинения (100%) соответствуют заданной теме.

Школьники научились высказываться о значимости профессии учителя, давать оценку труду учителя, выражать свое отношение к учителям и профессии в целом.

Страницы: 1 2 3

Методика формирования обобщенных представлений у детей старшего дошкольного возраста о диких животных
Детей шестого года жизни продолжают знакомить с особенностями жизни диких животных (волк, медведь, лиса, заяц, еж): где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке (еж натаскивает осенние листья и зарывается в эту подстилку, лисица прячется зимой в пустующ ...

Методические указания к использованию игр на уроках математики в первом классе
Дидактические игры можно использовать почти на каждом уроке, отводя на их проведение 5-10 минут учебного времени. Дидактическую игру можно начинать, когда учащимися усвоен минимум какого-либо материала. Каждая дидактическая игра преследует определенные цели. Проведение игры с детьми и умелое руково ...

Разработка примерного творческого проекта «Эйфелева башня»
При рассмотрении всех выше предложенных изделий можно сделать вывод: для методического обеспечения элективного курса «Компьютерное моделирование и изготовление изделий на станках с ЧПУ» лучше всего выбрать изделие с пазловым соединением. Подобные соединения требуют от учащегося при составлении комп ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru