1. Подготовленность речи.
Другой важный параметр в жанровой характеристике портретной зарисовки – особенности высказывания, как известно, портретная зарисовка в письменной форме – полностью подготовленный текст. Адресант тщательно продумывает содержание. Устный же текст может быть частично подготовленным или неподготовленным (то есть спонтанным).
2. По способу предъявления информации в тексте.
По данному параметру в тексте выделяются явные (эксплицитные) тексты и скрытые (имплицитные). Портретная зарисовка – полностью явный (эксплицитный) текст, так как информация раскрывается в самом высказывании. Портретная зарисовка может и скрыто воплощаться в других текстах.
3. Соотнесенность с другими речевыми жанрами.
Выделяют следующие жанры, в зависимости от их задачи:
- Информативные, связанные с передачей информации, сообщения.
- Оценочные, направленные на оценку, выражения отношения: нравиться - не нравиться.
- Инструктивные, предполагающие дать рекомендации и содержащие алгоритм.
- Этикетно-церемониальные (приветствие, похвала, благодарность и так далее)
По данному признаку портретная зарисовка является смешанным жанром – информативно-оценочным, где сообщается выражение отношения и передается информация о человеке.
В основу разработки формирующего эксперимента были положены исследования в области лингвистики, психологии, методики преподавания, риторики и т.д.
Лингвистической основой является представление о портретной зарисовке как определенной жанровой разновидности произведений.
Литературной основой стали:
а) литературоведческие понятия.
- характеристика,
- описание,
- композиция.
б) образцы портретных зарисовок.
Психологическую и педагогическую базу методики обучения составили сведения о возрастных особенностях младшего школьника.
В ходе проведения опытного обучения предстояло решить следующие задачи:
1) сформировать представление о портретной зарисовке.
2) сформировать оценочное отношение ребенка к личности учителя.
3) выработать практические умения по созданию сочинения с элементами портретной зарисовки.
Для того чтобы показать особенности эксперимента, мы остановимся на последовательности формирования умений.
Формирование умений проходило в 3 этапа:
1) На первом этапе актуализировались сведения о профессии учителя, личности учителя. Затем вводилось понятие «портретная зарисовка» и сведения об этом виде текстов (жанрообразующие признаки).
2) На следующем этапе закрепились знания и умения, связанные с созданием портретной зарисовки.
3) Третий этап носит творческий характер, так как здесь анализируем и создаём, проверяем как учащиеся научились создавать сочинения в жанре портретной зарисовки с учетом полученных знаний.
Для определения эффективности разработанной модели формирующего эксперимента и выявления уровня сформированности умений и навыков мы проанализировали все работы учащихся, полученные в результате выполнения итогового задания.
Было получено 23 сочинения учащихся на тему «Каким должен быть учитель?». Их анализ проводился по критериям, которые отобрались в соответствии с поставленными задачами экспериментальной работы.
Оценка сочинений производилась по следующим критериям:
- Соответствие созданных текстов теме сочинения.
- Наличие элементов портретной зарисовки.
Статистика результатов обучения.
Как следует из анализа работ, все сочинения (100%) соответствуют заданной теме.
Школьники научились высказываться о значимости профессии учителя, давать оценку труду учителя, выражать свое отношение к учителям и профессии в целом.
Из опыта работы лучших педагогов и методистов
Перед учителем часто стоит проблема: учиться не умеют и не хотят писать с о ч и н е н и я. Если детей не научить писать сочинения в начальных классах, то в старших классах им еще труднее будет даваться такая работа. Очень важно, чтобы изложение и сочинение стали для школьников обычным, повседневным ...
Социально-педагогический потенциал детского досуга
Лето – это период, наиболее благоприятный для интенсивного обмена между детьми духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами, тщательно оберегаемыми от внимания и возможного вмешательства взрослых. Лето – это встреча с настоящей, не загнанной за ограды, природой. Человек как часть п ...
Половое воспитание – важный фактор полноценной семьи
половой воспитание психосексуальный семья Правильное половое воспитание необходимо и для гармоничных супружеских отношений — важного фактора полноценной семьи, высокой работоспособности и активности в труде, хорошего настроения, т. е. всего того, что необходимо для высокого уровня духовного здоровь ...