Преподаватель как субъект Болонского процесса

Страница 1

Наряду со студентом - главным действующим лицом Болонского процесса, субъектом Болонского процесса выступает преподаватель. Обеспечение академической мобильности в Европе означает устранение всех препятствий свободному передвижению преподавателей, исследователей и административного персонала для работы в зарубежных европейских странах. Это позволяет преподавателям диверсифицировать свою профессиональную карьеру, искать и находить наилучшее применение своим способностям.

Болонский процесс выступает за обеспечение свободных условий для всех членов академического сообщества. Согласно Болонской Декларации, преподаватели, исследователи и административный персонал должны иметь возможность признания периодов, проведённых в европейских вузах, где они занимались исследованиями и преподаванием, без ущерба для их профессионального стажа.

Болонский процесс рассматривает повышение квалификации и профессиональную переподготовку преподавателя на протяжении всей жизни как его профессиональный долг. Академическая мобильность преподавателя должна стать способом повышения квалификации, обмена педагогическим опытом. Преподаватель может познакомиться с организацией образовательного процесса в иностранных вузах, сопоставить системы образования разных стран, объективно определить их сильные и слабые стороны, актуализировать содержание преподаваемых им курсов. Он на практике сможет использовать новые формы и методы обучения, применять иные методики.

Мобильность позволяет преподавателю научиться уверенно, пользоваться мультимедийными технологиями, электронными учебниками, изучить возможности полноценного дистантного образования.

Болонский процесс требует, чтобы преподаватели нанимаемые на работу и продвигаемые по служебной лестнице неотделимо занимались и преподаванием и научными исследованиями. от преподавания. Мобильность преподавателя позволит ему вести научно-исследовательскую работу в зарубежных научных центрах, участвовать в совместных исследованиях.

Участие в программах академической мобильности, позволит преподавателю установить профессиональные контакты с зарубежными коллегами, которые он сможет использовать, например, при совместной исследовательской работе. Тем самым могут быть созданы предпосылки для создания новых международных научных школ.

В рамках проекта «Разработка комплексной стратегии экспорта российского высшего образования и повышения его конкурентоспособности на мировом образовательном рынке»

Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. Национальный фонд подготовки кадров провел исследование путем социологического опроса «Оценка эффективности управления процессами интернационализации и внедрения инструментов Болонского процесса в российских вузах» данный социологический опрос проводился в период с сентября по октябрь 2009 года. Опрос проведен методом анкетирования.

Структуру выборки составили представители 5 российских вузов из 4 федеральных округов РФ:

-- Новосибирский государственный технический университет (СФО);

-- Тюменский государственный университет (СФО);

-- Алтайская государственная педагогическая академия (УФО);

-- Российский государственный университет им. И.Канта (СЗФО);

-- Тверская государственная медицинская академия (ЦФО).

Всего в опросе участвовали 252 преподавателя.

Существенных различий в численности опрошенных представителей профессорско-преподавательского состава нет, доли опрошенных в пяти вузах практически равны (Рис.1).

Рисунок 1 – Число опрошенных преподавателей в рамках исследования по ВУЗам, %

По мнению преподавателей, принявших участие в опросе, наиболее развитыми мерами поддержки их возможностей академической мобильности являются (Рис.2):

1) реализация программ повышения профессиональной квалификации для ППС в других вузах в России и за рубежом (56%);

2) наличие соглашения с университетами-партнерами (54,8%);

3) курсы иностранных языков (52,8%).

Рисунок 2 - Меры, обеспечивающих расширение возможностей мобильности для преподавателей, % от общего числа отпрошенных ППС

Наиболее представленными формами академической мобильности для преподавателей на момент проведения опроса явились (рис 3):

Страницы: 1 2

Психолого-педагогическая характеристика молодежи 14-18 лет
Психология юношеского возраста – один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Еще в 20-е годы Л.С. Выготский отмечал, что в психологии юношеского возраста значительно больше общих теорий, чем достоверно установленных фактов. В какой-то мере эта оценка остается спра ...

Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Организация специального образования! 1. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании/' до сих пор не принят Государственной Думой. Закон был подготовлен в 1994—1995 гг. и получил блестящую европейскую экспертизу. В заключении Европейско ...

Роль и значение первого педагогического опыта в подготовке будущих педагогов профессионального обучения
Подготовка будущих педагогов профессионального обучения включает в себя различные этапы и формы учебной-воспитательной деятельности. Одним из таких этапов является возможность получить первый реальный опыт педагогической деятельности ещё в процессе подготовки специалистов. Формой данного этапа подг ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru