Предмет и задачи специальной психологии

Развитие образования » Специальная педагогика » Предмет и задачи специальной психологии

Страница 1

Специальная психология, или психология аномального развития, - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования ч функционирования нервной системы.

Предмет специальной психологии — аномалии человеческого развития.

В специальной психологии выделяются следующие отрасли:

• тифлопсихология — психология слепых;

• сурдопсихология — психология глухих;

• олигофренопсихология — психология умственно отсталых;

• патопсихология — психология распада психической деятельности. 2. Задачи специа.1ыюй психологии (по Т.Г. Богдановой):

• выявление общих и специфических закономерностей психического развития аномальною ребенка в сравнении с нормально развивающимся;

• изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений;

• изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

• разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития;

• изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения;

• психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.

1. Проблема компенсации функций является основной для специальной педагогики.

Компенсация психических функции — возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных. При этом возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, ранее не участвовавших в осуществлении данных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи.

2. Существуют два типа компенсации психических функций:

• внутрисистемная, осуществляемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур;

• межсистемная, связанная с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов и других нервных структур.

У человека наблюдаются оба типа компенсации. Они имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития.

3. Теории компенсации:

• по А. Адлеру;

• по Л.С. Выготскому. А. Адлер:

• компенсация — повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некоторый недостаток, реальный или мнимый;

• формирование личности происходит в основном в первые 5 лет жизни ребенка;

• человек — биологически не приспособленное существо с изначальным ощущением неполноценности, которое усиливается при наличии физического или сенсорного дефекта, являющегося стимулом к сверхкомпенсации;

• основной психологический закон превращения органической неполноценности: через субъективное чувство малоценности — в стремлении к компенсации и сверхкомпенсации, представляющих собой механизмы и средства нейтрализации и преодоления комплекса неполноценности.

Л.С. Выготский:

• компенсация — синтез биологического и социального факторов;

• включение аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность, создание активных и действенных форм детского опыта; понятие структуры дефекта: первичное нарушение влечет за 1 собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка; многие вторичные отклонения (при разной пер-

• личной причине проявляются в младенческом, раннем и дошкольном возрасте, носят, как правило, системный характер и меняют всю структуру психического развития ребенка; подчинение специального воспитания социальному, их взаинезависимость; включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества; "частные дефекты не делают еще носителя их дефективным"; компенсаторные возможности полностью раскрываются при условии осознания индивидом имеющегося дефекта, уровень компенсации определяется характером и степенью дефекта, резервными силами организма, а также социальными условиями. Типы нарушений психического развития (по В.В. Лебединскому): недоразвитие — ранее время поражения, незрелость мозга. Пример: умственная отсталость, психические функции недоразвиты, вынужденная недостаточность высших психических функций - мышления, речи;

Страницы: 1 2

Диагностика сформированности навыков монологической речи у учащихся в средних классах
В ходе анализа теоретических исследований по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков у учащихся средней школы мы, прежде всего, определили важность коммуникативного общения в повседневной жизни. От умения человека общаться зависят успешность профессиональной деятельности, активность ...

Разработка методов обучения информатике школьников с использованием мультимедийной и интерактивной техники
В данном параграфе будут приведены сценарии разработанных уроков к указанному выше электроно-справочному материалу. Тема: «Магистрально-модульный принцип построения компьютера». Цели урока: - помочь учащимся усвоить магистрально-модульный принцип построения компьютера, дать основные понятия, необхо ...

Обучаемость и ее компоненты
Рассматривая индивидуально-типические компоненты продуктивного мышления, мы ставили перед собой задачу выделить те его особенности, от которых зависит легкость овладения однородными знаниями, темп продвижения в них, т. е. связывали его с понятием общих способностей. У школьников эти свойства их пси ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru