Предмет и задачи специальной психологии

Развитие образования » Специальная педагогика » Предмет и задачи специальной психологии

Страница 2

задержанное развитие - замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, мозаичностъ поражения — наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохраненные; поврежденное развитие — более позднее, после 2—3 лет, патологическое воздействие на мозг Пример — органическая деменция: расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта; дефицитарнае развитие — тяжелые нарушения отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата; искаженное развитие. Пример - ранний детский аутизм: нарушение последовательности развития функций; дисгармоническое развитие - диспропорциональность психики в се эмоционально-волевой сфере. Функциональная локализация нарушения - выявляется вид нарушения: общий дефект или "частный дефект". Первый обусловлен регуляторными системами, второй — недостаточностью отдельных функций. Нарушения регуляторных систем в определенной степени влияют на все аспекты психического развития, частные нарушения нередко компенсируются сохранностью регуляторных или других систем);

время поражения — определяется характер нарушения психического развития: чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление "недоразвития психических функций", чем позднее — тем более возможны повреждения с распадом структуры психических функций);

системное строение нарушения — характеризуются взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами: вторичное нарушение — основной объект психолого-педагогической коррекции аномального развития. Вначале основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, затем ведущую роль играют вторичные дефекты;

• нарушения межфункциональных взаимодействий - появляются при аномалиях психического развития.

Типы взаимодействия психических функций при нормальном развитии:

• временная независимость функций — характерна для ранних этапов онтогенеза;

• ассоциативные связи - чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости;

• иерархический тип — обладает пластичностью и устойчивостью, которые позволяют произвести компенсаторную перестройку

• психической функции.

Нарушения психического развития могут быть вызваны как 1 биологическими факторами (темперамент, зачатки способностей, особенности протекания внутриутробного периода родов), так и социальными (среда, неблагоприятные условия воспитания и др.) Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие данных факторов в процессе развития.

5. Развитие психики детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка (вывод, сделанный Л.С. Выготским). Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Общие закономерности развития психика:

• цикличность психического развития (сложная организация во времени);

• неравномерность психического развития (обусловлена активным созреванием мозга в определенные периоды, а также тем, что отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных); пластичность нервной системы (на этом основана способность к компенсации); соотношение биологических и социальных факторов.

Особенности развития психики:

необратимость изменений;

их направленность;

закономерный характер.

6. Закономерности, общие для всех типов аномального развития:

• снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

• трудность словесного опосредствованно;

• замедление процесса формирования понятий.

Существуют также специфические закономерности, характерные для всех нарушений физического или сенсорного развития. Пример: при умственной отсталости, общем недоразвитии и задержке психического развития наблюдается ретардация — незавершенность формирования психических функций данного периода. Наблюдаются закономерности, характерные только для конкретного вида нарушения. Пример: при нарушениях слуха у детей компоненты психики развиваются в иных пропорциях, чем у слышащих сверстников.

Страницы: 1 2 

Роль неправительственных организаций, в жизни детей- инвалидов и их родителей
В книге Розмари Ф.Дибвод "Перспективы родительского движения: Вызов родителей, имеющих детей с ограниченными умственными возможностями" я прочитала рассказ о родителях, у которых ребенок имеет синдром Дауна. "Мой муж,- рассказывает Розмари,- был приглашен на обед к Президенту родител ...

Сущность полового воспитания
Половое воспитание — процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола. Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, ка ...

Основные идеи гуманно-личностной педагогики
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах: 1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях. 2. Педагогика по сути своей есть об ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru