Современный этап развития комплексной поддержки лиц с особыми потребностями в западных странах

Развитие образования » Специальная педагогика » Современный этап развития комплексной поддержки лиц с особыми потребностями в западных странах

1. Основа социальной деятельности по комплексной поддержке лиц с особыми потребностями — современная законодательная база развитых западных стран. К ней относятся:

ООН - перечисленные выше документы - Декларация прав ребенка, Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларация о правах инвалидов;

Великобритания — акты об образовании (1981 — 1995);

Нидерланды — Временный закон по специальному образованию и среднему специальному образованию (1985),

Швеция - Закон о помощи умственно отсталым, Закон об учебном плане основной школы (1980);

Германия — Постановление "Об обучении и воспитании детей и подростков со значительными физическими и умственными дефектами" (1951); США — Закон "Мейнстримминг", об образовании детей с трудностями в обучении (1975).

Основные тенденции развития системы образования детей с особыми потребностями - интеграция и нормализация. Интеграция — "включение в общий поток", та1ЯХ1геатт% (англ.). Суть концепции нормализации (разработана шведским ученым Б. Нирье в 1968 г.): "Жизнь и быт людей с нарушениями в умственном развитии должны быть как можно ближе к условиям и стилю общества, в котором они живут".

Концепция нормализации лежит в основе системы социальной защиты населения в Швеции, где обучение детей со специальными нуждами осуществляется в условиях массовых школ. Л.И. Аксенова отмечает, что система специального образования лиц с отклонениями в развитии основана на интегрированном подходе к организации комплексной помощи как сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальные, образовательные учреждения, муниципальные и губернские власти, общественные объединения, семьи и отдельные граждане. Специальная школа в Швеции охватывает около 1% всех детей с отклонениями. Она включает: специальный детский сад: начальную ступень;

гимназию для профессиональной подготовки; школу по обучению взрослых.

Дети с нарушениями интеллекта (по желанию родителей) могут обучаться в обычной школе.

В Швеции детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности создают специальные условия воспитания и обучения в семье:

такая семья имеет право на дополнительную материальную, медицинскую помощь, а также может воспользоваться услугами персонального ассистента;

детские поликлиники по месту жительства осуществляют не только комплексное обследование детей, но и социальную диагностику окружающей среды с привлечением соответствующих специалистов;

для каждого ребенка составляется индивидуальная программа образования, включающая обучение родителей;

применяются различные формы семейной терапии;

в сложных случаях проводится углубленное обследование для определения характера образовательных, медицинских и социальных услуг.

4. Во многих странах получило распространение кэмпхиллское движение.

Кэмпхиляские общины - поселения дня лиц, нуждающихся в особой поддержке на протяжении всей жизни. В основе их деятельности — идеи философа и педагога Р. Штайнера ("вальфдорская педагогика").

Отличительные черты:

• организация таких общин предполагает проникновение в сущность человеческой природы;

• создание определенного образа жизни для всех членов общины для реализации личностного потенциала в особом социуме, в общении с природой, в хозяйственном труде и в активном отдыхе;

• признание потребностей каждого человека;

• важность межличностных отношений;

• взаимопомощь как основе пол принцип жизни в общине;

• сотрудники не получают заработную плату, но имеют все необходимое для полноценной жизнедеятельности;

• атмосфера особого мира, основанного на семейных узах и взаимоотношениях.

5. Цель современной стратегии социальной политики — включение человека с нарушениями развития во все аспекты жизнедеятельности.

Эта стратегия ориентирована на семью и строится с учетом семейных потребностей и ресурсов социального окружения.

Принципы построения опытно-экспериментальной работы по развитию воображения младших школьников
«Ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача …» (А.А. Мелик-Пашаев). Система развивающего обучения (РО), которая в пост ...

Понятие о воспитании коллектива
Основоположниками теории коллектива являются А. С. Макаренко и Л. С. Выготский. Краеугольным камнем теории коллектива являются следующие 4 положения: 1. Коллектив не является протой суммой, конгломератом отдельных личностей, это особое образование, которое, будучи раз созданным, формирует личности ...

Физиологические основы развития мелкой моторики рук
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психичес ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru