Особности учебных занятий по теории права и конституционному праву

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Особности учебных занятий по теории права и конституционному праву

Страница 1

Изучение теоретических аспектов права и вопросов конституционного права предусмотрено государственным стандартом знания для обучаемых системы общего образования. Знания данных областей права являются тем фундаментом, на базе которого выстраивается вся система других правовых знаний.

Изучение теоретического материала на уроках права имеет некоторые особенности. Несмотря на то, что многие специалисты считают, что в учебный курс по праву необходимо как можно больше включать практического материала, изучение теории права необходимо.

Можно сформулировать некоторые правила изучения теории права в школе:

1. Знакомство с абстрактными, обобщенными дефинициями должно сопровождаться конкретными примерами с опорой на социальный опыт ученика.

2. Не стоит заучивать сложные юридические конструкции, необходимо добиться их понимания.

3. Следует использовать возможности межпредметных связей. Важным методом изучения теории права в юриспруденции является сравнительно-юридический метод. С его помощью можно сопоставлять различные нормы права, правовые системы страны и проч. В области методики обучения праву используется прием сравнения. Учитель права может предлагать школьникам, используя прием сравнения, выстраивать различные таблицы, схемы и проч. Предположим, школьники при изучении темы «Правоотношения» сравнивают различные их виды и выясняют их общие и отличительные черты.

В процессе изучения теории права используется проблемное изложение. Однако оно вполне преемлимо и при рассмотрении норм отраслевого законодательства. Как реализовать это на уроке права?

Учитель может поставить перед учениками определенный вопрос, на который они пока не смогут дать ответ. Возникает необходимость что-то изучить, познать, над чем-то поразмышлять. Так побуждается познавательная активность ребенка, который ищет путь разрешения противоречия. Школьникам можно представить противоположные взгляды на определенную ситуацию и попросить их предложить свой вариант решения. Проблема должна быть интересна школьникам, ее решение посильно и не слишком трудно для данного контингента учеников. В противном случае возникнет отторжение школьников от изучаемой проблемы.

Когда не рекомендуется применять проблемный метод обучения праву?

1. Если тема урока очень сложная.

2. Если у школьников слишком слабая подготовка и знаний не достаточно для решения проблемы.

3. Если на уроке мало времени, возникает потребность изучить большой блок правовой информации.

4. Если не достигнуто взаимопонимание учителя и учеников, в классе наблюдается слабая дисциплина, школьники не выполняют требований педагога.

При изучении теоретических правовых тем необходимо обратить внимание на формирование умений и навыков школьников. В методической литературе нет однозначного подхода к определению этих понятий. Вот одна из существующих точек зрения. Если школьник научился осуществлять определенный прием учебной деятельности (например работать с нормативноправовым актом), то можно говорить о том, что у него сформированы умения. Но умение, которое доведено до автоматизма, свидетельствует о навыке ученика.

Напомним, что в науке выделяют общие учебные умения:

— речевые. В процессе обучения теории права необходимо обратить внимание на формирование таких умений школьников: отвечать на вопросы, пересказывать юридическое содержание проблемы, конфликтную ситуацию, требующую правового вмешательства, критически анализировать выступление других обучаемых. Речевые умения могут быть устными и письменными. Последние тоже важны для обучающихся праву. На учебных занятиях они составляют необходимые документы (заявления, иски, жалобы и проч.);

— организационные. Школьник должен уметь правильно распределить свой день, выполняя самостоятельные домашние задания, планировать ту или иную форму деятельности и проч.;

— информационные. Ученик в процессе обучения праву приобретает умения работать с учебником, правовыми текстами, хрестоматией, юридическими документами, справочниками;

— интеллектуальные. К ним относят умения решать задачи, воспринимать и воспроизводить правовой материал, осуществлять самоконтроль.

Методика формирования умений при обучении праву может основываться на уже хорошо известной в обучении методике, суть которой прописывается в 4 этапах:

1. Формирование ориентировочной основы умения. Учитель раскрывает суть мыслительной операции, составляет памятку выполнения этой операции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Особенности социально-педагогической поддержки детей- инвалидов и их родителей
Одним из ведущих факторов, обеспечивающих социальную адаптацию детей-инвалидов и родителей, воспитывающих детей- инвалидов, является их социально-педагогическая поддержка. Она акцентирует основное внимание и усилия на выработку у ребенка и родителей новой системы целей и ценностей, способствует их ...

Условия и задачи развития продуктивного мышления в учебной деятельности
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью учащихся седьмых классов средней школы нами было проведено исследование. Работа велась с октября 1995 по март 1996 гг. и предусматривала несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, ...

Нетрадиционные формы урока на среднем этапе обучения
До недавнего времени грамматика и фонетика часто изучались параллельно с лексикой и независимо от нее. Одним из важных прогрессивных принципов современной методики как раз является органическая связь лексики с грамматикой и фонетикой. Как нельзя усваивать лексику, не изучая одновременно грамматичес ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru