Создание специальных образовательных учреждений в дореволюционной России

Развитие образования » Специальная педагогика » Создание специальных образовательных учреждений в дореволюционной России

1. Анализ исторических документов показывает, что восточные славяне проявляли терпение и сострадание к людям с отклонениями в развитии. Это чувство нашло отражение в христианской концепции деятельной любви к ближнему. В 996 г. князь Владимир возложил функцию призрения на церковь.

В XI в. в Киево-Печерском монастыре преподобный Феодосии основал первую больницу-богадельню для калек и глухонемых. При епархиях и приходах устраивались приюты, в которых содержались дети-сироты, больные, калеки и нищие. В "Поучении Владимира Мономаха" (XII в.) была впервые обоснована идея помощи нуждающимся.

2. Законодательные акты XVI—XVII вв.

"Стоглавый судебник" (1551) предписывал глухонемых, одержимых бесом и лишенных разума помешать для содержания в монастыри. Закон 1676г. запрещал управление имуществом "глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым", тем самым признавая их неполноценными, недееспособными.

Указ царя Федора Алексеевича (1682) об устройстве на казенный счет двух богаделен в Москве впервые вводил принцип государственной социальной благотворительности в виде закрытых заведений для лиц с физическими и психическими отклонениями.

3. Законодательные акты XVIIIв: Петровские указы (начало века): учреждали богадельни и сиротские дома; запрещали умерщвлять "зазорных" младенцев; запрещали нищенствовать и подавать милостыню. В период царствования Екатерины:

• разрабатывается ряд законодательных актов, направленных на дальнейшее развитие общественного призрения;

• создаются государственные структуры для организации специальных учреждений и управления ими.

Системе специального образования детей с отклонениями в развитии зародилась и 1797 г., когда было учреждено ведомство императрицы Марии Федоропны, объектом особого внимания которого стали детские приюты.

Французский тифлопедагог В. Гаюи, приглашенный в Россию Александром I, открыл первые специальные учебно-воспитательные учреждения. Опытное училище для 12 глухонемых детей (1806, Павловск); школу для слепых (1807).

В России, как и в Европе, развиваются такие направления помощи детям с отклонениями в развитии:

христианско-благотворителъное — приюты, богадельни, дома призрения;

лечебно-педагогическое — специальные отделения при больницах, школы-санатории;

педагогическое - детские ясли и сады, школы, колонии. По утверждению Н.Н. Мадофеева, в дореволюционной России не была оформлена система специального образования, но была создана есть специальных образовательных учреждений Основа финансирования учреждений специального образования — благотворительные средства.

В начале XX в. функционировало около 4,5 тыс. благотворительных организаций и 6.5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии. Наиболее заметные:

Попечительство государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых;

Братство во имя Царицы Небесной, учрежденное Святейшим синодом и объединившее во главе с К.К Грачевой энтузиастов в деле призрения, воспитания, обучения детей и подростков с нарушениями умственного развития.

К 1907 г. действовало 61 заведение для глухонемых: школ и училищ - 50; приютов — 7; учреждений семейного типа (для призрения и обучения) - 4.

В них обучались 2226 чел., работали 343 педагога.

В 40 учреждениях преподавание велось на русском языке, в 6 — на немецком, в 6 — на финском, в 9 — на латинском, шведском, эстонском, польском.

К 1914 г. число приютов и учебных заведений для незрячих — и около 30.

Ж 1917г. во многих регионах России были организованы вспомогательные школы, приюты, врачебно-воспитательные заведения, в которых воспитывалось около 2 тыс. детей с различными умственными недостатками

Цели и задачи элективных курсов
Новым вариантом образовательного стандарта для общеобразовательной школы не предусмотрено обязательное изучение образовательной области «Технология» на старшей ступени. Иными словами, на базовом уровне для этой образовательной области стандарт не разрабатывается. Действительно, трудно представить с ...

Идеализация
Идеализация - это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире. Идеализации широко используются при исследовании законов природы. Дело в том, что во многих случаях для изучения физического закона необходимо исклю ...

Методика обучения информатике в основной школе с применением мультимедийной и интерактивной техники
Принцип активности ребенка в образовательном процессе был и остается одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. В опоре на эти положения педагоги нашей школы активно используют педагогич ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru