Особенности формирования экологических понятий у дошкольников

Развитие образования » Особенности формирования экологических понятий у дошкольников

В течение лексического блока ежедневно дети с помощью воспитателя сравнивают домашних и диких животных одного семейства: кошку и рысь, собаку и волка, корову и лося, свинью и кабана, кролика и зайца. Углубляют знания о домашних животных, добывают новые знания о диких. Находят общие и отличительные признаки. Делают выводы о том, почему одни животные живут в лесу, а другие — рядом с человеком. Устанавливают общие признаки и различия при подготовке животных к зиме.

Представления детей

Рысь похожа на кошку, но имеет и отличия. У рыси пятнистая шубка, на ушах кисточки. Они помогают животному слышать даже самые тихие звуки. Хвост короткий. Задние лапы длинные.

Рысь хорошо плавает и лазает по деревьям. Охотится рысь в сумерках или ранним утром. Залезает на дерево, ложится на толстый сук над тропой и ждет свою добычу. Увидит лосенка, зайца — и бросается на них. Питается рысь зайцами, тетеревами, рябчиками, лисами, лосятами. Она любит мясо.

Волк похож на собаку. У него вытянутая морда, уши торчком. Но волк имеет свои отличия. Живет в лесу. Охотится за зайцами, лисами, нападает на лосей. Он — хищник. Волки живут стаей, группой. Волки, как и люди, привязаны к другим членам стаи. Постоянно выражают свою любовь, виляя хвостами и облизывая друг друга.

Стая похожа на нашу человеческую семью. Она дружная. В стае папа и мама волки и их дети. Осенью, весной, летом волки охотятся по ночам. У них чуткие носы. Волки нападают в первую очередь на больных и ослабленных животных. За это их называют «санитарами леса». Волки поют песни — воют.

Лоси похожи на корову. На голове рога, на ногах копыта, сильное большое туловище. Но у них есть свои особенности. Лоси живут в лесу, любят ягоды, траву, грибы, молодые побеги деревьев, околоводные растения: кубышку, кувшинку, калужницу. Лоси кормятся, в основном, вокруг водоемов, где берега поросли молодым ивняком, сочными осинами и березами. Легко находят корм под водой. Лоси хорошо плавают, не скользят по льду, большие раздвоенные копыта служат им хорошей опорой.

Кабан — это дикая свинья с короткими ногами, маленькими глазками, пятачком на вытянутом рыльце. Тело кабана покрыто прочной кожей с жесткими бурыми волосами, щетиной. У них острые клыки. Ими животные обороняются.

Кабаны — всеядные. Они питаются червями, личинками, орехами, желудями, клубнями и корневищами. Кабаны сильные и бесстрашные животные. У них хорошие обоняние и слух. Они быстро бегают и хорошо плавают. Летом и осенью питаются кабаны по ночам, а днем отлеживаются.

В конце лексического блока во время итоговой беседы педагоги помогают детям сделать выводы о животных по общим признакам. Домашние и дикие животные, готовясь к зиме, линяют — «переодеваются », у них вырастает теплый густой подшерсток. Дети совместно со взрослыми устанавливают характерные отличия у домашних и диких животных.

За домашними животными ухаживает человек, заготавливает корм, утепляет жилище. Дикие животные заботятся о себе сами. Но и о диких животных человек — (егерь) тоже заботится: заготавливает для них сено, веники, соль для подкормки.

Педагог подводит детей к выводу: домашние животные не приспосабливаются к зиме, как дикие. О них заботится человек — устраивает, утепляет, чистит жилище, заготавливает корм.

В детском саду дети получают первые представления о работе доярки, свинарки, охотника.

Дикие животные по-другому готовятся к зиме. Дети вспоминают: у зайца и белки меняется цвет волосяного покрова. Медведь и еж, как и люди, утепляют свое жилище. Белка делает на зиму запасы. Белка сушит грибы, ягоды, собирает орехи, желуди, шишки. Еж, медведь нагуливают жир. Кабан, лось, волк находят в лесу пищу круглый год.

Анализ психолого-педагогической литературы
Период с 2 до 3 лет характеризуется интенсивностью физического и психического развития ребенка. При правильно организованной жизнедеятельности ребенка активно происходит развитие движений (И.А. Скворцов 1995; Ф.А. Богомолова, Ю.Ф. Кутафин 1998; Л.Н. Павлова 2000; Б. Спок, 2001; П. Спенсер 2002). Ро ...

Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
Эти рекомендации помогут педагогу улучшить свою работу с детьми с ОВЗ. Учебники и учебная программа: - четкое и понятное разъяснение заданий; - замещение письменных заданий; - обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простым. Работа в классе, группе: - б ...

Нетрадиционные формы урока на среднем этапе обучения
До недавнего времени грамматика и фонетика часто изучались параллельно с лексикой и независимо от нее. Одним из важных прогрессивных принципов современной методики как раз является органическая связь лексики с грамматикой и фонетикой. Как нельзя усваивать лексику, не изучая одновременно грамматичес ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru