Особенности формирования экологических понятий у дошкольников

Развитие образования » Особенности формирования экологических понятий у дошкольников

В течение лексического блока ежедневно дети с помощью воспитателя сравнивают домашних и диких животных одного семейства: кошку и рысь, собаку и волка, корову и лося, свинью и кабана, кролика и зайца. Углубляют знания о домашних животных, добывают новые знания о диких. Находят общие и отличительные признаки. Делают выводы о том, почему одни животные живут в лесу, а другие — рядом с человеком. Устанавливают общие признаки и различия при подготовке животных к зиме.

Представления детей

Рысь похожа на кошку, но имеет и отличия. У рыси пятнистая шубка, на ушах кисточки. Они помогают животному слышать даже самые тихие звуки. Хвост короткий. Задние лапы длинные.

Рысь хорошо плавает и лазает по деревьям. Охотится рысь в сумерках или ранним утром. Залезает на дерево, ложится на толстый сук над тропой и ждет свою добычу. Увидит лосенка, зайца — и бросается на них. Питается рысь зайцами, тетеревами, рябчиками, лисами, лосятами. Она любит мясо.

Волк похож на собаку. У него вытянутая морда, уши торчком. Но волк имеет свои отличия. Живет в лесу. Охотится за зайцами, лисами, нападает на лосей. Он — хищник. Волки живут стаей, группой. Волки, как и люди, привязаны к другим членам стаи. Постоянно выражают свою любовь, виляя хвостами и облизывая друг друга.

Стая похожа на нашу человеческую семью. Она дружная. В стае папа и мама волки и их дети. Осенью, весной, летом волки охотятся по ночам. У них чуткие носы. Волки нападают в первую очередь на больных и ослабленных животных. За это их называют «санитарами леса». Волки поют песни — воют.

Лоси похожи на корову. На голове рога, на ногах копыта, сильное большое туловище. Но у них есть свои особенности. Лоси живут в лесу, любят ягоды, траву, грибы, молодые побеги деревьев, околоводные растения: кубышку, кувшинку, калужницу. Лоси кормятся, в основном, вокруг водоемов, где берега поросли молодым ивняком, сочными осинами и березами. Легко находят корм под водой. Лоси хорошо плавают, не скользят по льду, большие раздвоенные копыта служат им хорошей опорой.

Кабан — это дикая свинья с короткими ногами, маленькими глазками, пятачком на вытянутом рыльце. Тело кабана покрыто прочной кожей с жесткими бурыми волосами, щетиной. У них острые клыки. Ими животные обороняются.

Кабаны — всеядные. Они питаются червями, личинками, орехами, желудями, клубнями и корневищами. Кабаны сильные и бесстрашные животные. У них хорошие обоняние и слух. Они быстро бегают и хорошо плавают. Летом и осенью питаются кабаны по ночам, а днем отлеживаются.

В конце лексического блока во время итоговой беседы педагоги помогают детям сделать выводы о животных по общим признакам. Домашние и дикие животные, готовясь к зиме, линяют — «переодеваются », у них вырастает теплый густой подшерсток. Дети совместно со взрослыми устанавливают характерные отличия у домашних и диких животных.

За домашними животными ухаживает человек, заготавливает корм, утепляет жилище. Дикие животные заботятся о себе сами. Но и о диких животных человек — (егерь) тоже заботится: заготавливает для них сено, веники, соль для подкормки.

Педагог подводит детей к выводу: домашние животные не приспосабливаются к зиме, как дикие. О них заботится человек — устраивает, утепляет, чистит жилище, заготавливает корм.

В детском саду дети получают первые представления о работе доярки, свинарки, охотника.

Дикие животные по-другому готовятся к зиме. Дети вспоминают: у зайца и белки меняется цвет волосяного покрова. Медведь и еж, как и люди, утепляют свое жилище. Белка делает на зиму запасы. Белка сушит грибы, ягоды, собирает орехи, желуди, шишки. Еж, медведь нагуливают жир. Кабан, лось, волк находят в лесу пищу круглый год.

Формирование общественных мотивов поведения
Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными видами детской деятельности. Эта работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы. Например, педагог намеча ...

Анализ результатов использования нестандартных уроков
Проверка нашей гипотезы осуществлялась в ходе наблюдения и эксперимента в 5 ''В '' классе СШ №9, г. Солигорска. Целью констатирующего этапа эксперимента ставилось выявление исходного уровня знаний учащихся путем наблюдений и устного опроса. Результаты констатирующего среза и результаты наблюдения п ...

Виды и приемы работ по развитию разговорной речи в школе для глухих детей
Работа по развитию диалогической речи начинается с первых дней пребывания детей в школе. Педагог организует деятельность детей и в это время предлагает им новые слова и фразы. Он учит их понимать и выполнять поручения, отвечать на вопросы, сообщать о выполнении задания, обращаться с просьбой. На вс ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru